Любовь никогда не перестает

светлана романчикова
1 из 3 изображений
Любовь никогда не перестает
© фото: Архив «ЖН», светлана романчикова
2 из 3 изображений
Протоиерей Георгий Алексеенко
© фото: Архив «ЖН», светлана романчикова
3 из 3 изображений
Матушка Наталья Алексеенко
© фото: Архив «ЖН», светлана романчикова

Его считают Серафимом Саровским наших дней. Человек святой жизни, афонский старец, апостол Алании – как его называют в Осетии, отец Ипполит обладал удивительным даром любви и утешения. В 90-е годы к настоятелю Рыльского Свято-Николаевского монастыря со всей России ехали за разрешением самых важных вопросов и за помощью. 12 февраля у архимандрита Ипполита (Халина) именины – день Ангела.

Сергей Халин – самый младший, восьмой ребенок в крестьянской семье. Родился 18 апреля 1928 года в селе Субботино Курской области. Все трое его родных братьев погибли на войне, Сергею пришлось помогать родителям. Окончив среднюю школу, выучился на литейщика, после получил образование еще и в педучилище. С детства мальчик глубоко верил в Бога, чему во многом был обязан своему дяде Михаилу, служившему священником. В роду Халиных были не только священники, но и монахи. В 29 лет Сергей пришел в Глинскую пустынь, желая получить благословение на дальнейшее обучение в семинарии, однако остался здесь послушником. Вскоре в Псково-Печерском монастыре он принимает постриг, затем рукоположение в иеродиаконы и в 1960 году – в иеромонахи. Монашеское имя получил в честь священномученика Ипполита Римского.

Отец Ипполит 18 лет провел на легендарной святой горе Афон – служил и молился. В России был возведен в сан архимандрита. В 1986 году получил направление в родную Курскую епархию. В 1991 году стал настоятелем в Николаевском Рыльском монастыре. Здесь он провел последние 11 лет жизни, практически с нуля восстанавливая монастырь и возрождая в нем монашескую жизнь.

Монастырь при отце Ипполите был открыт днем и ночью для всех нуждающихся. Настоятель имел та кую любовь и сострадание, что мог вместить в свое сердце каждого – от бизнесмена до бомжа-алкоголика. В день за трапезой кормили до 400 человек, попавших, как принято говорить, «в трудную жизненную ситуацию» - в том числе судимых, наркоманов, всех отверженных обществом. Многие из них исцелялись духовно и телесно, оставляли прежний образ жизни.

Приехавших за помощью людей отец Ипполит благословлял пожить немного в обители, потрудиться на послушании, помолиться. Люди оставались кто на неделю, кто на несколько месяцев, а кто на всю жизнь. Практически каждый день в обители совершались молебны о недужных («вычиты», как их называют в народе), на которых исцелялись страждущие телесными и духовными недугами.

Старец основал пять скитов в ближайших селениях. Один из них - в настоящее время женский монастырь в Большегнеушево в честь Казанской Божией Матери. Им были основаны два монастыря в Осетии – мужской в Беслане и женский в Алагире.

В конце 2002 года у батюшки случился обширный инсульт. Ко Господу старец отошел 17 декабря, а отпевали его 19-го – в день памяти столь любимого им святителя Николая Чудотворца.

Ни слова батюшка не говорил напрасно

О поучениях от батюшки Ипполита, полученных лично, рассказал протоиерей Георгий Алексеенко, настоятель храма Ксении Петербургской, духовник Железногорской епархии.

- ­В один из наших приездов в Рыльский монастырь произошел неприятный казус – в дороге была потеряна сумка с вещами и документами. Рассказали батюшке, а он немного посочувствовал и сказал, что надо бы нам позвонить в Москву. Удивились, кому звонить, зачем… Вернулись домой, а нас ждет телеграмма о том, что документы найдены, и московский номер для связи…

В Железногорске мы с семьей долго решали вопрос с покупкой жилья. Отец Ипполит сказал: надо покупать дом. Отставив поиски квартиры, мы стали присматривать дом в частном секторе. И тоже быстро не складывалось. Попросил батюшку уточнить хотя бы, на каком расстоянии должен быть дом и от чего это расстояние мерить. Ответил коротко: «Один километр», ­ и все. Много позже, когда мы все­таки купили дом и уже в нем обжились, случайно пришла мысль измерить расстояние от дома до храма, в котором служу. Один километр. Ни слова батюшка не говорил напрасно.

Главное чудо – преображение людей

В 2022 году исполнилось 20 лет, как нет отца Ипполита, а память о нем жива. Паломники по­прежнему едут к батюшке­утешителю с духовными проблемами, полечиться, просто помолчать. На могилке всегда живые цветы и горит лампада. Воспоминаниями о своем духовном отце поделилась матушка Наталья Алексеенко.

- ­В начале 90­х переехали в Белгород, где встретились с монахиней, собирающей пожертвования на Рыльский монастырь. К этому времени мы были верующими людьми, прочитали Евангелие, хотя это было сложно – в то время духовная литература отсутствовала. Потребность согласовать евангельские заповеди и реальную жизнь заставляла нас все время быть в поиске такого образца. Помогая монахине из Рыльского монастыря, мы и узнали о «чудесном старце отце Ипполите».

В 1995 году, попав в Рыльский монастырь, оказались как будто в другой атмосфере. Увидели, как два мира соединились в один. Это была обычая жизнь, но по евангельским канонам. Чем больше мы входили в общение с батюшкой, тем больше получали внутреннее удовлетворение и радость. До этого мы жили в поиске истины. После знакомства с батюшкой стал понятен смысл жизни. Отец Ипполит личным примером показал, как жить по заповедям. До дня его кончины мы к нему приезжали, периодически жили там.

Батюшка – это пример того, как должен жить человек. При этом он не любил, когда его хвалили, и не причислял себя к лику достигших святости. Любой человек возле него просто тонул в море любви, становился человеком, у которого все просто и хорошо. Едешь к батюшке с переживаниями, вопросами, множеством неразрешенных обстоятельств, а после проблемы и неустроения уходят далеко, как будто их вообще не было.

Говорил батюшка всегда очень просто. Это выглядело и звучало обыденно, казалось, что вовсе не имеет отношение к жизни, но слово его проникало в самое сердце. Он принимал всех, кто искал встречи, от зари до зари. Ехали к нему больше с духовными проблемами, которые мы сами в себе не можем признать. Он никогда не обличал, не выговаривал строго. Если человек с ним спорил, говорил: «Делай, как сам знаешь». Когда я так и делала, получалось из рук вон плохо.

Знала одну женщину, которая говорила: «Я здесь ради старца». Она жила в монастыре, трудилась и встала на нормальный путь. Таких людей много, и давалось это послушание тяжело. Убегали, находили самогон, иногда даже у батюшки деньги выпрашивали. Он знал на что, но все равно давал. Он был очень сострадательным. Скажет просто: «Терпи. Молись», но от этого такая благодать пронизывает, не передать. Учил не осуждать, не обижаться, не расстраиваться, не реагировать остро на обиду: «Все люди одинаково грешные, сейчас так, потом будет по­другому. Надо прощать всех, заботиться обо всех». Спрашивал всех, кто приезжал в монастырь, чем помогли монастырю, как потрудились. Казалось бы, шутка, но труд больше не для монастыря был, а для нас самих. Батюшка говорил: «Я здесь не хозяин. Здесь хозяин Святой Николай. Как он скажет, так и будет». Каким таинственным образом ему открывался Бог, мы никогда не узнаем – это он унес с собой. Свою смерть он словно предчувствовал, говорил: «Скоро я уйду в затвор». Мы не понимали, говорили, что никто не допустит никакого затвора, думали, может, перестанет принимать народ. Мы благодарны, что батюшка был в нашей жизни и показал пример настоящего христианина. Все действия мы сверяем с его словами и действиями, думаем, как бы батюшка на нашем месте поступил. 

Отцу Георгию мы передали вопросы от читателей и попросили на них ответить.

  • Почему именно Рыльск – уездный городок - и практически разрушенный монастырь стали маяком спасения для многих?

- Основная масса людей живет во тьме, и слова апостолов или пророков нужны для того, чтобы направлять людей к любви и свету. Любовь – это желание спасения каждому. Такие светильники были всегда и посылались, наверное, именно туда, где темнее.

  • Святости можно достичь при любых обстоятельствах и на любом месте?

- Конечно. В любом возрасте, сословии и призвании. Просто мы расслабленные и слабовольные. Хотим и жить сладко, и в Царство Небесное попасть. Современному христианину не хватает реального желания совершенствоваться духовно. Есть желание получить качества, которые, как люди считают, связаны со святостью: мысли читать и будущее видеть. Святость не в этом. Она в достижении любви. Если у человека есть внутренняя решимость и искреннее желание уподобиться Богу, быть христианином, Господь такого человека не оставит. Пошлет и наставника, и обстоятельства жизненные.

  • Можно ли читать акафист старцу Ипполиту, если батюшка пока не прославлен?

- Можно, но келейно, у себя дома.

  • В Марьино и в Осетии стоит памятник отцу Ипполиту. Хочется, чтобы и у нас такой стоял памятник батюшке, может, рассмотреть инициативу, а народ соберет средства?

- Батюшка в Рыльске был живой, и все равно это не послужило для всех толчком изменить жизнь. Храните батюшку в сердце. Сейчас много фотографий отца Ипполита, приобретайте. Обращайтесь к нему, исправляйте свою жизнь – это будет самой лучшей памятью. Если нужен будет какой-то памятник, Господь управит.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ