В Железногорске есть две приемные семьи, взявшие под опеку чужих одиноких пенсионерок. Об уникальной практике рассказывают сотрудники Комплексного центра социального обслуживания населения города и первые «усыновители».
Написала фразу про «чужих одиноких пенсионерок» и подумала: а ведь сами бабушки такими себя не считают. Кем-кем, а одиночками и, тем более, неродными, их больше не назовешь - за время, проведенное в приемных семьях, где о них заботятся, как о собственных родителях и детях, они стали своими - близкими.
По словам руководителя Комплексного центра социального обслуживания населения Железногорска (КЦСОН) Олеси Сонниковой, в нашем городе существуют разные формы работы с людьми старшего поколения и инвалидами. Есть социальное обслуживание на дому, стационарное и полустационарное обслуживание. А в 2012 году появились и приемные семьи для одиноких пенсионеров, которые в силу своего возраста и состояния здоровья частично или полностью утратили способность к самообслуживанию.
— Около девяти лет в Курской области действует соответствующий закон. Приемная семья – одна из форм социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. После обследования социально-бытовых условий потенциальных «опекунов» и тщательной проверки документов заключается трехсторонний договор между КЦСОН, стариками и приемными семьями. Люди вместе живут, ведут общее хозяйство. Некогда одинокие люди попадают в комфортную обстановку, ощущают душевное тепло, — объяснила «Железногорским новостям» Олеся Сонникова.Все привыкли, что приемными могут быть только дети. Но для бабушек и дедушек уют, забота и внимание не менее важны. Поэтому в регионах страны и появились «удочерители» и «усыновители» пожилых людей и инвалидов. В 2012 году в Железногорске было четыре приемные семьи, сейчас – две.
Корыстных мотивов и имущественных интересов у «опекунов» нет. Сотрудники соцслужбы говорят, что это нереально – приемные семьи получают символические суммы от государства, нагрузка несоизмеримо больше. К тому же, «усыновители» находятся под постоянным контролем.
Семья Ольги Владимировны (фамилии героев по их просьбе не указываем) оформила опеку над 84-летней бабушкой Валей год назад.
— Она знакома с моими родителями. Выросли в одной деревне. Собственных детей баба Валя не имеет, за ней никто до нас не ухаживал. Забрали ее к себе. И уже давно. Живем вместе: я, муж, полуторагодовалый ребенок и она. А в прошлом году кто-то из знакомых спросил: «А что вы не оформитесь как приемная семья? Будете жить рядышком на законных основаниях». Так и сделали. Вероятно, желающих повторить наш опыт было бы больше, если бы не требовалось столько документов, согласований, проверок. Но и социальных работников можно понять: они отвечают за стариков, их судьбы, — рассуждает Ольга Владимировна.Бабушка Валя – бойкая, активная старушка. Сама ходит в магазин, любит посидеть с ровесницами на лавочке у подъезда, погулять с ними по улицам. Ребенок Ольги Владимировны сильно к ней привязан. Как, впрочем, и взрослые члены семьи.
— Что мы для нее делаем? Да то же, что и для себя. Готовим, стираем, покупаем лекарства, вызываем врача, если надо. Мы не разделяем: это для нее, а это для нас. Обыкновенная семья, в которой есть место и для радости, и для каких-то трудных моментов, — признается Ольга Владимировна.Как заметила в беседе руководитель КЦСОН Олеся Сонникова, приемные семьи создаются «для одиноко проживающих граждан пожилого возраста (женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет) или инвалидов (за исключением детей-инвалидов), которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию вследствие преклонного возраста или болезни. Организовать приемную семью может любой совершеннолетний, дееспособный гражданин, проживающий в Курской области, изъявивший желание совместно проживать с лицом, нуждающимся в уходе».
Плюсов от такой соцтехнологии много. Государству не надо содержать бабушек и дедушек в интернатах. В приемных семьях им гораздо удобнее – они чувствуют себя любимыми и нужными. Это не «дожитие в казенном учреждении», а счастливая старость в окружении добрых людей. Но для «усыновителей» и «удочерителей» это и большая ответственность, нагрузка: необходимо подстраиваться под характер нового члена семьи, пенсионеры требуют столько же внимания, сколько маленькие дети.
— Я одновременно и мама, и медсестра, и повар, и подруга. Не ревнуют ли меня мои родители за то, что ухаживаю за чужим человеком? Нисколечки, они же давно знакомы с бабой Валей. Приятельствуют. Если бы мы не оформили приемную семью, она все равно осталась бы с нами, — уверена Ольга Владимировна.