В Лондоне хорошо, а дома лучше

Светлана Староста
1 из 6 изображений
В Лондоне хорошо, а дома лучше
© фото: из архива нины никищихиной
2 из 6 изображений
В Лондоне хорошо, а дома лучше
© фото: из архива нины никищихиной
3 из 6 изображений
В Лондоне хорошо, а дома лучше
© фото: из архива нины никищихиной
4 из 6 изображений
В Лондоне хорошо, а дома лучше
© фото: из архива нины никищихиной
5 из 6 изображений
В Лондоне хорошо, а дома лучше
© фото: из архива нины никищихиной
6 из 6 изображений
В Лондоне хорошо, а дома лучше
© фото: из архива нины никищихиной

Жительница Железногорска Нина Никищихина каждый год бывает в Лондоне. Гуляет по его паркам, площадям, улицам. Любуется красивыми мостами, старинными домами, небоскребами, посещает музеи, замки и дворцы. Спросите, как ей это удается? В Лондоне уже много лет живет дочь Нины Филипповны Майя со своим мужем, детьми и недавно родившимся внуком.

Все начиналось в Баку много лет назад. Жила там хорошая, дружная русская семья. Муж Вячеслав - капитан дальнего плавания, ходил в море, жена Нина ждала его на берегу с сыном и дочерью. Время шло незаметно, по-доброму и счастливо. Дочь Майя, окончив школу, решила всерьез заняться языками. Акцент сделала на английский. Поступила в университет на факультет иностранных языков. Занималась много, с удовольствием. Вместе с ней учился Гарри Каспаров. Известный шахматист даже ухаживал за Майей, провожал ее домой, дарил цветы. Но ее сердце принадлежало другому. Она вышла замуж на одноклассника Сергея, офицера-моряка. Парня распределили в Таллин, и молодая семья стала жить в Эстонии. 

Поначалу все было замечательно. Получили квартиру, сначала двухкомнатную, потом трех. Родились дети: дочка Алина и сын Максим. Майя работала преподавателем английского языка в школе. Кошмар начался в перестройку. Притеснения, унижения, угрозы. Русские моряки и форму перестали носить, мало ли чего. Зарплату им не платили. Вместо нее иногда давали картошку с луком – вот и прокорми семью. Отдельный вопрос школа. Все русские сдали экзамен на знание эстонского языка. Но власти этим не ограничились. Каждый месяц приходила комиссия, снимали с уроков, повторно сдавали и сдавали язык. 

Майя однажды решилась. Взяла портмоне с документами, купила билет до Лондона и улетела. Сняла дешевенькую гостиницу на окраине города, вечером пошла осмотреть окрестности. К ней подошла пожилая женщина, поинтересовалась, откуда Майя приехала. Они познакомились. Оказалось, что англичанка – волонтер, ей 80 лет (Майя думала, что не более 60-ти), предложила помощь.

— Нужна работа? Не волнуйтесь, я помогу вам. 
Стала Майя преподавать английский язык для взрослых иностранцев, которых ежегодно прибывает в Лондон немало. Через время перешла в английскую школу, начала работать с детьми. А потом и русскую школу открыла. Дело в том, что в Англии ценятся педагоги, врачи, пожарные. Им в первую очередь дают квартиры, обеспечивают хорошей зарплатой. Конечно, нужно стараться, много и добросовестно трудиться, развиваться в своей профессии. Но для Майи это никогда не было проблемой.

Вскоре молодая женщина подала документы на воссоединение семьи, приехал муж с детьми, получили четырехкомнатную квартиру. Сначала Сергей стал работать на крупном предприятии простым рабочим. Параллельно поступил в университет, окончил его, стал инженером. Шаг за шагом поднимался по карьерной лестнице вверх. Сейчас у него достойная зарплата. Он может позволить купить себе и жене дорогой автомобиль. Да и квартиру они сменили уже на собственный дом. Правда, платят пока за него кредит, но это никак не сказывается на их благосостоянии. Сергея волнует другое. Он сильно скучает по родине. Мечтает на склоне лет переехать в Подмосковье.

А пока с большим нетерпением ждет приезда тещи Нины Филипповны. Везет ее на экскурсии. Все вместе они побывали уже в Шотландии, Ирландии, на озере Лох-Несс, подивились водопадам, узнали, как живет королева в своей загородной резиденции. Больше всего пленил Нину Никищихину дом-музей Шекспира. Находится он в самом центре Великобритании в маленьком городе Стратфорде. Там родился великий драматург, там он и похоронен. Дом Шекспира покрыт соломой, которой уже более трехсот лет. И не портится она, и вида своего не теряет, как новая. В чем секрет такой сохранности? Неизвестно. Туристов заводят в дом. Прямо на первом этаже кровать с прекрасным балдахином, высокая, деревянная. Родители Уильяма специально поставили ее здесь, чтобы каждый входивший в дом видел, как хорошо и богато они живут.

Обогревалась комната камином. Можно представить, как здесь было приятно и уютно в непогоду посидеть у огня, послушать потрескивание дров. Экскурсоводы в национальных костюмах рассказывают эмоционально и проникновенно о жизни Шекспира и его семьи. Нину Филипповну вдохновил садик возле дома: деревья шелковицы, цветущие кусты, множество зеленых растений. После долгих гуляний приятно посидеть за столиком в ресторане, отдохнуть, поделиться впечатлениями, поесть вкусную еду. Почему бы не поехать за этим в Брайтон, милый курортный городок, расположенный недалеко от Лондона, на берегу Английского залива.

Там есть замечательный ресторан на воде. Подают сначала свинину, ароматную, дымящуюся, с хрустящей корочкой. Следом несут жареный ананас. На столе лежат карточки, одна сторона у которых зеленая, а другая красная. За ними следят официанты. Съел ты, допустим, кусок свинины и хочется тебе еще мяса отведать, держи карточку зеленой стороной вверх. Принесут тебе говядины, такой же свежей и ароматно пахнущей, а следом за ней опять жареный ананас. Еще не наелся мяса? Карточку не переворачивай, зеленый цвет - сигнал для работников ресторана. Принесут жареную курицу, и опять ананас. А уж после этого можно смело карточку красной стороной положить. Шабаш, наелся, мол, хватит.

Внуки Нины Никищихиной выросли в Англии, окончили там школу, колледжи, университеты. Максим работает спортивным тренером. Алина - заместителем директора Пушкинского дома. Она пропагандирует российскую культуру. Приезжают известные соотечественники, девушка помогает им организовывать выставки, правильно и красиво расставить картины (одно из образований девушки дизайнерское), презентовать новые книги. Здесь проходят лекции, литературные вечера, показы фильмов, семейные развлекательные мероприятия. Это один из главных центров российского искусства в Британии. 

Недавно Алина вышла замуж за англичанина, родила сына. Нина Филипповна была на свадьбе, ей понравилось, что внучку в новой семье полюбили, как родную. Ежедневно бабушке присылают фото правнука, его забавные видео. Она в курсе, как малыш растет, что умеет делать. Это всегда радует ее и умиляет. В декрете в Англии долго не сидят, всего два месяца. Потом можно отправить ребенка в ясли. Если есть желание, можно побыть с ребенком и подольше, будут платить 500 фунтов в месяц (в пересчете на наши рубли около 50 тысяч), по сравнению с их зарплатами сумма небольшая. У Алины есть отпуск за два года, пока возьмет его, а там уже посмотрит. 

В школу английские дети идут рано, в 4 года. Учатся 12 лет. Потом поступают в колледжи, а кто желает, идет дальше в университет. Но многие живут и без высшего образования. Нина Филипповна говорит, что британцы народ сдержанный и терпеливый. Никогда открыто претензии друг другу не выскажут, будут стараться, чтобы человек сам понял, что что-то не так. А еще британцы часто улыбаются. Едят только свежую пищу, в холодильник оставшиеся от обеда или ужина продукты не прячут, все выбрасывают в ведро. Утром покупают свежее.

И живет Нина Филипповна среди этого изобилия, любящих родных и улыбающихся британцев месяц, другой, а потом начинает скучать по Железногорску, по своей милой квартирке, подругам, соседям. Поскорее стремится назад. Родные каждый раз уговаривают: «Мама, ну куда ты торопишься, не уезжай, побудь еще». Нет, ее сердце здесь. Хорошо ей идти по железногорской улице мимо стройных лип, обычных домов, неспешных людей. Чувствовать тепло родного города и радоваться этому.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ