5 октября свой профессиональный праздник отмечают сотрудники всех образовательных учреждений города. Сегодня мы расскажем об учителе с огромным опытом работы и о недавней выпускнице орловского вуза.
Премию лауреата II степени «Лучший педагог года-2022» учителю гимназии №1 Валентине Самосват вручил губернатор области Роман Старовойт 22 августа на форуме педагогических работников в Курске.
Наград, почетных грамот и дипломов за долгие годы преподавания Валентина Ивановна получила немало. Но на ее характер и отношение к коллегам и ученикам это ничуть не повлияло. Она по-прежнему стесняется, когда слышит лестные слова в свой адрес или отвечает на вопросы прессы.
Валентина Самосват преподаёт в гимназии русский язык и литературу, ежегодно готовит победителей и призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Её выпускники показывают высокие результаты при сдаче ЕГЭ.
В образование Валентина Ивановна пришла в 1981 году. Она была классным руководителем шести классов, сейчас воспитывает седьмой. Ее уроки, как подсчитали ученики, помнят более 10 тысяч ребят. Это целый город, умеющий читать и понимать Пушкина, Чехова, Достоевского. Валентина Самосват стала для детей проводником в мир литературы. Ее бывшие учащиеся говорят об учителе только в превосходных степенях.
— Еще в детстве, в первом классе, я знала, что буду педагогом. Сажала подруг за «парты» и что-то им объясняла. Во многом на выбор профессии повлияла моя мама. Она прошла войну, была в плену, в мирное время работала в лаборатории на МГОКе. Она хотела быть учителем, но жизнь сложилась иначе. Мама была рада, что ее мечта осуществилась через меня, когда я поступила в Курский государственный педагогический институт. Это было счастьем для нее, — рассказывает Валентина Ивановна.Сорок с лишним лет в системе образования были сложными. Менялось время, менялась страна и менялись дети. Но каждый день учительница русского языка и литературы проверяла тетради, изучала с учениками произведения великих поэтов и писателей, ставила оценки.
Ее темы-«фавориты»: «лексика» в русском языке и «Шолохов и его проза», «Фадеев» в литературе. Одна из бывших учениц Валентины Самосват Мария Крюкова заняла второе место во всероссийском конкурсе проектов как раз с проектом о лексике.
Работа учителя - труд, требующий полной самоотдачи. Раньше по 3-4 раза в год педагог давала открытые уроки, организовывала «литературные гостиные», планировала уроки. Она не приемлет шаблоны, банальность. К каждому занятию готовится как к самому важному.
— Приятные моменты - когда дети показывают высокие результаты на конкурсах, ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадах. Ты видишь, что твой труд не пропал даром. Победы детей - наш общий успех, — признается Валентина Ивановна.Многие ее выпускники стали учителями. Оля Галицкая и Елена Молоткова, например, работают, в городских школах. Еще четверо - в других регионах.
— Да и нынешние ребята мечтают преподавать. Девятиклассница Таня Головачева на перемене подошла: «Можно я буду вести уроки литературы в день самоуправления? Хочу стать педагогом», — передает слова ученицы Валентина Самосват.Учительница часто возит своих ребят в города России, Белоруссии и до недавних пор Украины. Экскурсии, встречи с интересными людьми, яркие впечатления.
Валентина Ивановна считает себя непубличным человеком, к наградам, званиям относится сдержанно.
— Я «Отличник просвещения» и учитель высшей категории. Мне этого вполне достаточно. Отношение детей и родителей значит больше, чем любые красиво звучащие статусы, — говорит преподаватель.Мы общаемся с Валентиной Самосват после уроков. Старшеклассники только что прочитали ей наизусть отрывки из «Слова о полку Игореве». На столе и у доски лежат кипы тетрадей - учитель приучает детей писать творческие работы: «Они должны уметь грамотно и полно выражать свои мысли». Под рукой у Валентины Ивановны - коллекция художественных фильмов. Среди них «Молодая гвардия», «Судьба человека». Патриотическая тема - одна из главных в программе. Отношение к ней не меняется с годами: для детей она по-прежнему важна.
Бросив взгляд на тетради, Валентина Ивановна замечает:
— Спасибо моему мужу, его помощи и терпению. Он очень меня поддерживает. Без него я бы не справилась. Многие домашние дела и заботы он взял на себя.
— О чем вы мечтаете?, — спрашиваю учителя с огромным стажем.
— Мечтаю больше внимания уделять детям, проводить с ними больше времени. Хотелось бы, чтобы ученики серьезнее относились к предметам, больше читали и работали над собой, — пожелала себе и коллегам Валентина Самосват.
В начале пути
Марина Лапаткина - одна из самых молодых учителей Железногорска. Она преподает историю и обществознание в школе №14 третий год. Ведет уроки в 5-9 классах. По словам директора учебного заведения Галины Зверевой, Марина Лапаткина - одна из самых ярких молодых специалистов. Любопытно, что в роду у девушки не было учителей.
— Ни одного! У нас семья железнодорожников: бабушки, дедушки, папа. Правда, мама - медсестра, что тоже далеко от образования. Я - первый педагог. Решение стать учителем пришло в 9 классе. Мне очень нравились уроки истории. Участвовала в региональных олимпиадах по этому предмету. И ближе к выпускному поставила перед собой задачу: буду поступать в Орловский государственный университет на факультет истории и обществознания. Я закончила бакалавриат и магистратуру, — рассказывает Марина Игоревна.Она - классный руководитель 9 класса. Ребята попали к ней в 7-ом. Было сложновато.
— Дети в переходном возрасте, пришли из разных школ. Мы довольно долго «притирались». Непростое было время, зато сейчас все хорошо. Мальчишки и девчонки ко мне привыкли, и я к ним. Сложились теплые, доверительные отношения, — делится Марина Лапаткина.Родители учеников относятся к ней с уважением: учительница быстро показала и доказала, что она грамотная, тактичная, внимательная. Для них Марина Игоревна не бывшая студентка, а серьезный и вдумчивый преподаватель.
— Мои ребята участвовали в школьных и муниципальных олимпиадах, получали призы. 54 ученика неплохо сдали ОГЭ по обществознанию, средний балл был «4». Мы заняли третье место в городе по результатам этого экзамена, — хвалит своих подопечных учительница.Она и сейчас готовит следующую группу девятиклассников к итоговой аттестации. Учащиеся и педагог много занимаются, уроками их работа не ограничивается, они продолжают изучать темы и вне школы.
— Какие моменты мне дороги больше всего? Общение с ребятами на уроках. Особенно, когда ты изучаешь с ними новую - любимую для себя - тему. Объясняешь и видишь, как дети включаются, слушают с растущим интересом, задают вопросы. И мне симпатичен наш педагогический коллектив. Он молодой, активный, дружный, — говорит Марина Игоревна.Даже день самоуправления в ее школе проходит не как в других образовательных учреждениях, где одни ученики ненадолго становятся учителями для других.
— У нас за парты садятся педагоги. Вплоть до психологического тестирования доходит. Дети придумывают небанальные вещи, ищут то, что будет интересно и им, и нам, взрослым, — делится учительница.Говоря о своих мечтах, Марина Лапаткина призналась, что хотела бы самореализоваться – «я только начала свой путь. Жду больших результатов от себя и от учеников».
— Меня обрадовало бы, если бы дети, как когда-то и я в школе, полюбили историю и обществознание. И тоже задумались бы о профессии учителя. От меня многое зависит. И я это понимаю, — верит в свои силы молодой педагог.