Первый шаг в медицину

анна бессарабова
1 из 6 изображений
Первый шаг в медицину
© фото: анна бессарабова и из архива профильного класса
2 из 6 изображений
Первый шаг в медицину
© фото: анна бессарабова и из архива профильного класса
3 из 6 изображений
Первый шаг в медицину
© фото: анна бессарабова и из архива профильного класса
4 из 6 изображений
Первый шаг в медицину
© фото: анна бессарабова и из архива профильного класса
5 из 6 изображений
Первый шаг в медицину
© фото: анна бессарабова и из архива профильного класса
6 из 6 изображений
Первый шаг в медицину
© фото: анна бессарабова и из архива профильного класса

Учащиеся и выпускники железногорского лицея №12 между собой называют свой профильный естественнонаучный класс медицинским. После него 40, 50, а иногда и 80% ребят выбирают профессии врачей и фармацевтов. Почему?

Сейчас в лицее каникулы. Преподаватели ждут итогов приемных экзаменов в вузах страны, болеют за бывших воспитанников: в этом году в медицинские университеты и академии снова поступают выпускники профильного класса.

Но встретиться с корреспондентом «Железногорских новостей», чтобы рассказать о своих педагогах и уникальном опыте учебного заведения, захотели и вчерашние, и нынешние ученики. Профильный класс с углубленным изучением нескольких предметов существовал с момента создания лицея №12. В первые годы ребята сразу после учебы шли на третий курс университета. Их готовили по предвузовской программе. В 2020 году класс стал естественнонаучным. Юноши и девушки подробно и обстоятельно изучают биологию, химию, математику.

— До меня с учащимися занималась учитель биологии Нина Михайловна Алексеева. И вообще у нас много замечательных педагогов. Светлана Бирюкова преподает химию. Сильные математики: Елена Каримова, Валентина Клочкова; русоведы: Ирина Макарова, Оксана Хамзова; биолог Татьяна Трохина. Ирина Гришичкина теперь работает в курском лицее. Профильное направление – это не два-три человека, а слаженная команда, — поясняет преподаватель биологии Наталья Коростелева.
Буквально на днях в естественнонаучный класс будут принимать новичков. Конкурс намечен на август. Приоритет комиссия отдаст своим ученикам и успешным учащимся из других школ. Основное направление – медицинское. Впрочем, спектр дисциплин очень широкий. Многие выпускники спецкласса поступают в аграрные вузы, выбирают биотехнологические факультеты, фармацевтику. Есть психологи, логопеды, преподаватели.

Этот год для абитуриентов медицинских университетов крайне сложный: количество бюджетных мест сократилось в разы. Высшие учебные заведения стараются принимать больше целевиков, чтобы в перспективе было кому работать в городских и районных клиниках.

На фоне сообщений в СМИ о повсеместном кадровом голоде в больницах и жалоб самих врачей на нехватку молодых докторов опыт лицея №12 кажется особенным. Их профильный класс существует давно – появился при экс-директоре образовательного учреждения Геннадии Сумине. При нынешнем руководителе Владимире Долженкове лицей считается единственным в городе учебным заведением, направляющим ребят на практику в медсанчасть.

— Каждый год мы набираем обороты, стремимся, чтобы дети становились грамотнее, получали солидную базу знаний и поступали в лучшие вузы страны. У нас есть соглашение с городской больницей о практике в местных учреждениях здравоохранения на постоянной основе. Она помогает детям увидеть, как и где работают врачи, оценить позитив и негатив, решить, смогут ли они стать докторами, — рассказывает директор лицея №12 Владимир Долженков.
Лицеисты проводят в больнице неделю. Их встречают и сопровождают профессионалы. Ребят проводят по всем отделениям, включая травматологию, неотложную кардиологию, неврологию и хирургию. Они получают первичные навыки, помогают врачам, общаются с пациентами...

В просторном классе собрались бывшие выпускники и сегодняшние лицеисты: студент пятого курса лечебного факультета Курского медуниверситета Даниил Новиков, студентка шестого курса Орловского мединститута и сотрудница Железногорской городской больницы Анастасия Вепринцева, четверокурсница Третьего Московского медицинского университета Эльнара Ашрафзаде, 11-классники Кирилл Сумин, Дмитрий Макухин, Тимофей Прокопов.

— Изначально я увлекался историей, но именно здесь, в профильном классе, понял, что мне интересна биология, химия, и стал задумываться о работе врачом. Тот, кто прикладывает свои усилия и следует советам мастеров-преподавателей, легко поступает в медицинские вузы. Учителя помогают максимально, дают невероятный объем знаний, — говорит Даниил Новиков.
В прошлом он трехкратный призер муниципальных этапов олимпиад по биологии, автор интересного исследовательского проекта «Есть ли жизнь на Марсе?», представленного на областной олимпиаде по экологии, призер международной олимпиады Фоксфорд. В будущем Даниил мечтает работать в отделении неотложной реанимации анестезиологом-реаниматологом.

Анастасия Вепринцева – двукратный призер муниципальных олимпиад по биологии, отличница. Эльнара Ашрафзаде – автор исследовательского проекта о нано-металлах, трехкратный призер регионального этапа олимпиад по биологии и экологии. Все они - гордость лицея.

Нынешние ученики тоже успешны. И интересны. Например, Дмитрий Макухин в прошлом году удивил взрослых и сверстников серьезным исследованием генетических заболеваний человека. Тимофей Прокопов планирует стать нейрохирургом или мануальным терапевтом, а Кирилл Сумин – психотерапевтом.

— Мы учимся не ради хороших оценок. Тот материал, что мы получаем, и подача дисциплин мотивируют, позволяют практиковаться. Мы учимся для себя. Миру всегда нужны врачи, поэтому я выбрал химию и биологию. Медицина – возможность самореализоваться. Во время практики открыл в себе новое качество – эмпатию: мне нравится делать что-то хорошее для людей, — признается Кирилл Сумин.
С каждым годом ЕГЭ по биологии становится все сложнее, а бюджетных мест в медвузах все меньше: их количество сократилось до 8-9. Это беспокоит лицеистов. Ведь порой 40% выпускников из профильного класса идут в медицину, а в 2023 году вообще ожидается 80%.

У педагогов, работающих с «профильниками», несколько целей: первая – конкурентоспособное поступление в вузы, вторая – удовольствие от обучения, третье – участие в конкурсах, олимпиадах и полезная практика. В перспективе лицей хочет расширить исследовательскую базу, увеличить количество лабораторных работ.

— Когда я сюда пришел, меня поразили качество преподавания и уровень квалификации учителей. Это главное, на что обратил внимание. Хочется соответствовать, — замечает в беседе Тимофей Прокопов.
Девушки тут же дополняют: медицинский класс – не только знания, это семья, где понимают, поддерживают.

— На первом курсе вуза, когда мы проходили биологию, я практически не открывал учебники, пользовался конспектами, написанными в лицее. У меня, кстати, были одни пятерки по этому предмету. В профильном классе действует лекционно-семинарская система. Она удобна и всеохватна. И многое старшеклассникам дает практика, предварительное знакомство с будущей профессией. А предстоящие тяготы, заботы и проблемы врачей ребята узнают уже потом – в вузе. На практике мы видели ядро медицины: врача, пациента и болезнь. От их взаимодействия зависит весь процесс лечения, — уверен Даниил Новиков.
Сравнивая свои впечатления от «стажировки» в железногорской больнице и в крупных региональных медучреждениях, вчерашние выпускники лицея говорят, что большие центры удивляют их высокотехнологичным современным оборудованием, чего, к сожалению, не хватает муниципальным и районным клиникам.

Другая отличительная черта – неравномерное соотношение молодых и «старых» кадров. Новичков много в Курске, Орле и Москве. А в Железногорске, увы, их недостаточно.

Однако есть положительная тенденция – тот же медицинский класс лицея №12 привлекает новых учеников. Интерес к естественным наукам, врачеванию одинаков и у юношей, и у девушек.

— Вот вы спросили о нехватке кадров в здравоохранении... Конечно, бюджетная сфера отстает. Прежде всего из-за зарплаты. И все же хорошие врачи были, есть и будут. Мы не перестанем в них нуждаться. Все пациенты ищут опытных специалистов. А наши учащиеся – как раз те дети, которые станут достойными докторами. Не преувеличиваю, — подчеркивает учитель Наталья Коростелева.
По ее наблюдениям, бывают разные ситуации. Для кого-то учебная практика – вход в профессию. Она окончательно убеждает ребят выбрать медицину и профессию врача. Для кого-то все иначе. Студенты и учитель вспоминают, как ученица-медалистка вернулась из больницы со словами: «Это точно не мое». В любом случае практика - возможность самоопределиться, примерить на себя белый халат.

— Сами врачи встречают нас радушно. Мы им интересны. Профессионалам важно знать, кто придет им на смену. И профильный класс с возможностью учиться не только у педагогов, но и у докторов-практиков – это здорово. Дети все знают по учебникам, в теории. А тут их погружают в абсолютно новые условия. Они делают первый шаг в настоящую медицину, — заключает Эльнара Ашрафзаде.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ