
Логопед Надежда Азарова поделилась важной информацией о том, на что стоит обратить внимание в речи ребенка, чтобы не упустить возможные проблемы с произношением, а также предложила полезные упражнения для детей.
-
Почему у ребенка возникают речевые проблемы?
– К сожалению, количество детей с нарушениями речи растет с каждым годом. Причины этому разнообразны: инфекционные болезни; стрессы, перенесенные матерью во время беременности; интоксикации; недоношенность; наследственность; осложнения при родах; травмы головы ребенка в раннем возрасте, а также неблагоприятная экология и питание (многие продукты содержат искусственные добавки). Избыточное использование гаджетов и недостаток общения в семье тоже негативно сказываются на развитии речи. Проще купить планшет или включить мультфильмы, чем поинтересоваться у ребенка, как прошел его день.
- Когда стоит обращаться к логопеду?
– Визит к логопеду должен быть профилактическим, а не вынужденным. Рекомендуется записаться на прием в возрасте 1,5-2 лет, даже если нет явных отклонений. Этот возраст оптимален для ранней диагностики и выявления возможных проблем в речевом развитии.
Из своего опыта работы с детьми могу выделить несколько ключевых критериев для оценки звукопроизношения и речевого развития:
• в возрасте 4,5 лет ребенок должен уверенно произносить звуки:
[а], [у], [о], [и], [ы] [э], [б], [п], [м], [б’], [п’], [м’], [в], [ф], [в’], [ф’] [д], [т], [н], [д’], [т’], [н’], [г], [к], [х], [г’], [к’], [х’], [й], [с], [з], [ц], [с’], [з’], [ш], [ж], [ч], [щ]
• к 5,5 годам ребенок должен овладеть произношением звуков:
[л], [л’], [р], [р’].
К 6 годам ребенок должен правильно произносить все звуки, уметь составлять рассказ по картинке, а также пересказывать текст – это свидетельствует о его развитых речевых навыках и способности к коммуникации.
- Как родители могут помочь ребенку развивать речь?
– Говорите с ребенком как можно больше. Произносите слова четко, короткими предложениями, используя разные интонации. Комментируйте свои действия и называйте предметы. Важно не превращать разговор в монолог, дайте ребенку возможность высказаться. Лучше использовать несколько описательных фраз и дождаться его реакции, чем говорить без остановки. Чтение книг и обсуждение картинок также обогатит словарный запас. Задавайте вопросы и побуждайте ребенка показывать то, что вы просите, а затем повторять за вами. Играйте вместе, хвалите за активность — положительные эмоции и поддержка очень важны.
Однако не стоит заниматься постановкой звуков без консультации специалиста. Иногда родители пытаются исправить дефекты произношения по видео из интернета, что может усугубить ситуацию. Работа с каждым ребенком индивидуальна: с одним, например, достаточно позаниматься артикуляционной гимнастикой, и звук появляется сам. У других же детей имеются более сложные речевые дефекты в комплексе с другими нарушениями и в таких случаях следует обязательно обратиться к специалистам.
Самостоятельно в домашних условиях можно выполнять артикуляционную гимнастику. Занимаясь 5-10 минут в день, вы получите пользу на всю жизнь!
- Влияет ли короткая уздечка языка на развитие речи?
– Подъязычная уздечка — это тонкая перепонка, соединяющая язык с дном ротовой полости. Если уздечка короткая, это может препятствовать нормальному движению языка. Ребенок может столкнуться с трудностями при сосании груди с раннего возраста и задержкой в речевом развитии позже. Укороченную уздечку можно растянуть или подрезать в зависимости от степени ее укороченности.
Заподозрить наличие проблем мама может во время грудного вскармливания. При короткой уздечке малыш может капризничать, когда его прикладывают к груди, запрокидывать голову и выгибаться. В результате кормление становится частым и длительным, с перерывами на отдых. Младенец может прикусывать грудь, издавать «цокающие» звуки или вовсе отказываться от груди, что может привести к недобору веса. К счастью, в роддоме неонатолог осматривает новорожденных и, если необходимо, подрезает уздечку безболезненно в таком раннем возрасте.
Дети дошкольного возраста с короткой уздечкой могут испытывать трудности в произношении звуков, требующих подъема кончика языка. Я стараюсь растягивать уздечку с помощью специальных упражнений, но иногда рекомендую подрезать её.
- Нужно ли родителям заниматься дома с ребенком, если он посещает логопеда?
– Родителям обязательно следует выполнять рекомендации логопеда и контролировать речь ребенка. Только в тесном сотрудничестве можно достичь значительных результатов. Если ребенок не использует в речи поставленный звук после занятий и родители не контролируют его произношение, то эффекта от занятий придется ждать намного дольше, чем если бы родители контролировали речь своего ребёнка и поправляли его не время от времени, а постоянно.
- Можно ли обучать иностранному языку ребенка с нарушениями речи?
– Если ребенок занимается с логопедом, начинать изучение иностранного языка не стоит. Это может привести к ситуации, когда логопед работает над исправлением звука, а преподаватель иностранного языка закрепляет другой, дефектный для русского языка звук, что усугубит речевые проблемы.
- Поделитесь, пожалуйста, одним-двумя эффективными упражнениями, которыми родители сами могут заниматься дома с детьми.
На каждом занятии, будь то очное или онлайн, я уделяю внимание развитию фонематического слуха.
Фонематический слух помогает различать звуки речи (фонемы), их количество и последовательность, а также слова, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного (например, «дом-сом-лом-ком»). Развивать фонематический слух нужно с раннего детства, чтобы в будущем ребенок мог правильно говорить, читать и писать.
1️. «Лови звук»
Взрослый выбирает любой звук, и даёт задание ребенку: «Хлопни в ладоши, когда услышишь определенный звук, например [Д ]. Затем взрослый медленно произносит разные звуки, а между ними правильный. Называем любые звуки А, Л, Д, П, М, У, Д, И, Д, слоги ПА, ДО, ЛИ, БЫ, ДУ. Для детей постарше, усложняя, называем слова, например, ДОМ, кот, мама, ДУБ, молоко, машина, ДАМА, а ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук.
Звук [Д ]- твёрдый, звук [Дь] - мягкий. Не путайте.
2. «Эхо» (можно с мячом и без него)
Взрослый называет несколько простых слов, (ау, мама, дай, иди, пить), предлагает малышу повторить и бросает ему мяч. Ребенок повторяет слово и бросает мяч взрослому. Для детей постарше, можно переходить к сложным словам, фразам, и даже к стихотворным строчкам.
3️. «Топни - хлопни»
Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на звук [ш] - топает, а на звук [ж] - хлопает в ладоши. В этой игре очень полезно брать парные согласные с-з, ш-ж, к - г, п-б, д-т, в-ф для предупреждения проблем с письмом и чтением!
Играть нужно только с теми звуками, которые ребёнок произносит правильно. Если есть сомнения, лучше проконсультироваться с учителем-логопедом.