К этому весьма вероятному варианту готовятся в железногорских колледжах. На дистанционное обучение из-за коронавируса здесь перешли буквально за один день.
Студенты горно-металлургического (ЖГМК), политехнического и художественного колледжей приступили к занятиям на удаленном доступе еще 20 марта, после распоряжения губернатора от 18 числа. Сегодня железногорские студенты уже подходят к экзаменационному периоду.
Выпуск и экзамены онлайн
В горно-металлургическом колледже оптимальным форматом для защиты дипломов онлайн считают видеоконференцию, поскольку квалификационные комиссии на две трети состоят из представителей городских предприятий – потенциальных работодателей.
Классные руководители и председатели комиссий по разным специальностям ЖГМК уже выясняют, какие у каждого выпускника имеются технические возможности для защиты квалификационной выпускной работы в режиме видеоконференции. Если эпидемическая ситуация в июне позволит, возможно, членов комиссии рассадят по разным аудиториям, а выпускник из дома будет защищать свой диплом.
Если же технической возможности нет, таким выпускникам отведут для защиты по видеоконференции отдельную аудиторию. Распределят время так, чтобы они не смогли встретиться друг с другом, и будут проводить дезинфекцию помещения после каждой защиты.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов. В железногорских колледжах дали установку учитывать при этом текущую успеваемость. В двух группах ЖГМК уже прошла промежуточная аттестация, и задолженностей из-за необычной ситуации нет.
Политехнический колледж будет использовать весь имеющийся арсенал электронных ресурсов для организации дистанционной защиты дипломных проектов, если ситуация не войдет в нормальное русло и очный выпуск будет невозможен.
В художественном колледже (ЖХК) четвертый курс успел сдать сессию до коронавирусной инфекции. Закрывать учебный год для студентов 1, 2, 3 курсов по общеобразовательным и профильным дисциплинам предполагают по системе накопительных оценок. 18 мая начнется экзаменационная неделя для третьекурсников.
По профильным предметам результат определят по накопительным оценкам, а по специальности каждый студент сформирует папку фотографий выполненных за семестр работ и вышлет ее на оценку экзаменационной комиссии.
Выпускники ЖХК пока находятся на преддипломной практике – по месту жительства выполняют подготовку к защите диплома. Итоги этого периода в колледже уже подводят и будут налаживать систему видеосвязи, чтобы ребята презентовали выполненный объем работы на видеоконференции с экзаменационной комиссией.
Своя платформа ближе к делу
Как заверяют в учреждениях среднего профессионального образования, ни один обучающийся не выпал из образовательного процесса и подготовки к очередным и выпускным аттестациям, хотя общей трудностью стал электронный доступ к знаниям для студентов из сельской местности. При всех сложностях один из лучших примеров профессионального дистанционного обучения показывает ЖГМК.
Как сообщила заместитель директора по учебной работе ЖГМК Татьяна Проценко, переход на новый формат учебы прошел оперативно и ровно, поскольку колледж уже несколько лет использует элементы дистанционно-образовательных технологий в образовательном процессе. На сайте ЖГМК уже давно действует вкладка «Дистанционное обучение».
Этот удобный для преподавателей и отвечающий специфике учебного заведения ресурс создали программисты колледжа и назвали его «Платформа ЖГМК». С первого курса на предмете «информатика» студенты приучаются работать на этой платформе. Преподавателей также обучили действовать на этой платформе.
— Треть педагогического состава сразу стала использовать нашу платформу. Это те преподаватели, которые и раньше загружали платформу ЖГМК своими методическими материалами, ими теперь и воспользовались, — отметила Татьяна Проценко.Проинструктировали ребят, выдали опережающие задания и перешли на дистанционное индивидуальное обучение. Используют для этого информационно-коммуникативные возможности, которые есть у студентов – скайп, соцсеть ВКонтакте, WhatsApp. А основа – платформа ЖГМК. С ребятами из сел, где нестабильный Интернет или его нет вовсе, педагоги общаются по мобильным телефонам.
Студенты выполняют задания и посылают преподавателям. В колледже есть свой внутренний электронный журнал, его ведут преподаватели, по нему контролируется учебный процесс. На сайте колледжа также есть горячая линия, по которой получают от ребят и преподавателей обратную информацию о возникающих сложностях.
- Проблемы бывают, и мы стараемся их решать, не прекращаем улучшение дистанционного обучения, - сказала заместитель директора колледжа.
Нагрузка возросла, результаты не хуже
В Железногорском политехническом колледже тоже не замедлили с переходом на удаленное обучение. Были составлены и размещены на сайте колледжа индивидуальные планы обучения с использованием дистанционных и электронных ресурсов.
— Индивидуальные планы по группам и профессиям были необходимы, потому что примерно 45% учащихся проживают в сельской местности и для некоторых из них просто недоступны электронные технологии. Используем все возможности: сайт, группы в соцсетях, электронные почты, платформы для проведения занятий – Zoom, скайп, гуглкласс, — пояснила заместитель директора по учебной работе и теоретическому обучению Римма Ведехина.Ребята получают задания и выполняют их. Проходят тестирование, присылают фотоотчеты о выполнении. Контроль, как занимается ребенок, ведут классные руководители и преподаватели. Как отметила Римма Ведехина, учащиеся показывают результаты не хуже, чем при очном обучении. Ведь у них больше времени на подготовку ответа, больше источников, к которым они могут обратиться за дополнительной информацией.
Однако 30-минутные занятия с объяснением материала преподавателями, затем самостоятельная подготовка, отправка и проверка выполненных заданий – все это требует больше времени и сил, чем на занятиях в аудиториях.
Творчество на удаленке
Художественное творчество подразумевает практику и живую консультацию руководителя. Но пришлось подстраиваться и в этом. По словам заместителя директора Железногорского художественного колледжа Ирины Березовской, многие педагоги ЖХК давно наладили систему консультирования студентов в соцсети ВКонтакте и WhatsApp.
Ведь у здешних студентов большой объем домашней работы. Студенты выполняют творческие задания, фотографируют результат и отсылают педагогам. Те смотрят достоинства и недостатки работ, пишут свои рекомендации и замечания.
С теоретическими предметами дело сложнее. В ЖХК никогда не прибегали к помощи учебных платформ. Поэтому в нынешней ситуации акцент делают на учебники. Ребята самостоятельно прорабатывают по учебникам темы, пишут конспекты, а преподаватели задают им тесты и упражнения.
Запрашивают также доклады, рефераты, презентации, назначают время и проводят промежуточную аттестацию по качеству выполненных занятий. Есть преподаватели, которые используют для обучения Zoom и скайп. Преподаватель английского языка опрашивает всех по WhatsApp.
— В целом обучение продолжается по календарно-тематическому плану, в соответствии с графиком промежуточных аттестаций, — отметила Ирина Березовская.
Как быть с практикой
Мастерские колледжей тоже опустели на положенный срок. И если теоретические предметы можно преподавать через Интернет, то как научить практическим навыкам?
Как сообщили в горно-металлургическом и политехническом колледжах, группы, находившиеся на производственной практике, остались работать на действующих предприятиях.
А вот с учебной практикой возникли вопросы. Ребятам раздали инструктивные карты, преподаватели используют все средства электронной коммуникации, чтобы объяснить ход операций. Но это не восполняет всего процесса.
— Качество практики при удаленном формате не выигрывает, это заставляет думать о необходимости в дальнейшем разрабатывать такие технологии, чтобы в режиме видеоконференции мастер производственного обучения онлайн показывал операции, а студенты это усваивали, или использовать работу с виртуальными муляжами, — говорит Татьяна Проценко.Что касается учебной практики студентов политехнического колледжа по профессиям, то на 1-2 курсах она не является непрерывной, в недельном расписании она занимала 1-2 дня.
— В условиях удаленности теоретическое обучение организовать проще, поэтому сейчас и в дни практики ребята по большей части изучают теорию. Когда выйдем с карантина, количество практических занятий на неделе увеличим, чтобы догнать программу, — говорит Римма Ведехина.
Чему научил опыт
В ЖГМК отметили, что продвинутым преподавателям, кто уже несколько лет подряд использует элементы дистанционного обучения, в экстремальных условиях работать гораздо проще. Те, у кого этого нет, должны сейчас выполнять двойную работу – наполнять методичками сайт и мотивировать студентов пользоваться этим.
— Приятно также, что в нашем преподавательском чате все ободряют и помогают друг другу, такая поддержка проявилась и очень важна, — считает Татьяна Проценко.А Ирина Березовская надеется, что опыт дистанционного обучения в будущем может пригодиться для организации индивидуального обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Пока на очное обучение таких ребят принять не могут, поскольку здание не приспособлено. Между тем, среди них немало талантливых юношей и девушек, которые хотят и могли бы дистанционно учиться в художественном колледже.