Учить и не навредить

Галина Лысова
1 из 1 изображений
Учить и не навредить
© фото: архив «жн»

Дистанционное обучение решает в нынешних условиях проблему получения знаний, но долгое сидение за гаджетом дает серьезную нагрузку на детский организм. Как минимизировать негативное влияние, рассказывают врачи детской поликлиники.

Смотрите вдаль

Офтальмолог детской поликлиники Ирина Ильницкая:

­ Еще несколько недель назад врачи и заботливые родители запрещали детям проводить много времени за компьютерами, планшетами, телефонами. Дистанционное обучение ежедневно усаживает школьников за гаджеты на несколько часов подряд. Больше всего от этого страдает детское зрение.

Чтобы уменьшить этот вред, следует соблюдать несколько правил.

Прежде всего, правильно расположить компьютер, за которым занимается ученик. Расстояние от монитора до лица ребенка должно быть не меньше 50 сантиметров. Положение монитора каждый подстраивает под свои глаза – чтобы они не уставали, чтобы на экране не было бликов.

Через каждые 30 минут очередного урока или 45 минут выполнения домашнего задания сделайте хотя бы 5­минутный перерыв, когда школьник должен выйти из­за компьютера. Хорошо бы подойти в это время к окну и посмотреть 5 минут вдаль.

Оптимально – делать во время перерывов зрительную гимнастику, хотя бы несколько упражнений. Самый лучший комплекс – по Аветисову.

И самое главное сейчас для сохранения зрения – ни в коем случае не сидеть за компьютером и гаджетами помимо необходимых занятий. Никаких виртуальных игр, никаких просмотров в Интернете фильмов и мультиков.

Важно также обеспечить хорошее освещение учебного места – достаточный свет, который падает с левой стороны. Хорошее освещение нужно и для чтения ­ учебника или книги. Не разрешайте делать это, скрючившись, в темном углу. Я разрешаю детям даже немного читать лежа, только при хорошем освещении, подложив подушки, чтобы было комфортно.

Гимнастика для глаз по Аветисову

  • Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед, сделать выдох. 5-6 раз.

  • Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. 5-6 раз.

  • Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. 5-6 раз.

  • Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. 5-6 раз.

  • Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4-5 раз.

  • Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд.

  • Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.

Помогут «ласточка» с «кошечкой»

Ким.JPG

Детский ортопед Сергей Ким:

­ Школьники сейчас проводят много времени за компьютером. Вынужденная статичная поза при том, что у детей слабые мышцы спины, может спровоцировать мышечный спазм, боли в спине и даже искривление позвоночника, так называемый сколиоз.

Первая мера профилактики здесь – правильно организованное рабочее место школьника. Мебель должна быть удобной, стол и стул ­ соответствовать росту ребенка. Монитор ноутбука или компьютера расположите прямо перед учеником. Хорошо, если у ребенка для занятий будет ортопедический стул или кресло с поясничным упором, он поддерживает естественный изгиб позвоночника.

Здесь могут помочь упражнения для укрепления связочно­мышечного аппарата спины. Выполнять эти упражнения надо в положении лежа, потому что в вертикальном положении заставить работать мускулатуру спины практически невозможно. Исключение составляют разве что подтягивание и «уголок» на турнике, но он есть далеко не в каждой семье.

Зато сделать упражнение «ласточка» могут все: лежа на животе, ребенок должен поднимать одновременно прямые руки и ноги. Хорошо также стать на некоторое время «кошечкой», то есть, стоя на руках и коленях, выгибать и выпрямлять спину. Чтобы такая гимнастика была результативной, выполнять ее надо 5­10 минут, что вполне укладывается в 15­минутную перемену, положенную между виртуальными уроками. Вообще, на переменах между дистанционными уроками ребенок должен иметь двигательную активность, насколько это позволяют условия квартиры.

Это общеизвестные упражнения, эффективные и простые. Но именно эта легкость зачастую неинтересна детям, и они не хотят заниматься. Как тут быть? Кто­то, наверное, включит родительский авторитет. Но правильно ли заставлять ребенка делать физические упражнения, если сам расслабленно сидишь на диване? Лучше сделай сам, стань примером. Кстати, совместная гимнастика принесет пользу и родительскому здоровью.

Много значит настрой

Юлия Скорикова.jpg

Медицинский психолог Юлия Скорикова:

­ В нынешней ситуации страдают и педагоги, и родители, и дети. Общих рецептов здесь пока нет, ведь раньше мы не переживали такого. Выработаем их, осмыслив полученный опыт. А сейчас можно посоветовать исходить из особенностей каждого ребенка, которые лучше всех знает мама.

Действительно, необходимо, чтобы ребенок занимался до конца учебного года, но не надо ставить слишком сложных задач для него и себя. Надо понять, что все­таки в таком формате ребенок может освоить не весь учебный материал на отлично, простить его за это и себя – за то, что не сумели помочь ему.

В первую очередь стоит подумать, что можно сделать, чтобы нормализовать психологическое состояние мам и пап. Тогда и ребенок сможет подстроиться, адаптироваться, чтобы усваивать, перерабатывать и запоминать учебную информацию.

А родители сейчас должны быть как никогда многофункциональными: оставаться мамой­папой, выполнять свою работу, чаще тоже дистанционно, стать педагогами, особенно для учеников начального звена. Плюс ко всему, превращаются в тамаду – развлекают детей. И все это накладывается на тревожность, вызванную обилием информации про эпидемию. Поймите, вы не супермен, а обычный человек. Простите себя за то, что не все успеваете, раздражаетесь, не можете объяснить ребенку деление с остатком…

Помогает здесь и поддержка людей, понимающих ваши трудности, тогда тревога отпускает. Мне очень нравится, как в родительском чате класса, где учится мой ребенок, родители поддерживают друг друга. Помимо информации, какой урок первый, как зайти в учебное пространство, они размещают смешные видеоролики, где, например, грустный мальчик говорит, что соскучился по учительнице – мама непонятно объясняет. Словом, пытаются поддержать друг друга, сказать этим: «Я тебя понимаю, я тоже это испытываю – тревогу за то, справится ли ребенок, усталость, раздражение».

Есть еще сложность: домашняя обстановка расслабляет. А надо настроить ребенка, что это – настоящая учеба, настоящее школьное время. Для этого родителям необходимо постараться сохранять режим, какой был при посещении школы. Теперь у детей больше времени до занятий, они успевают выспаться, но продолжайте соблюдать прежнюю последовательность действий: проснулся – умылся – оделся – позавтракал – сел за учебный стол. То есть утренние ритуалы, которые были в семье, по времени оказались сдвинуты, но сохранены.

Внешний вид тоже может дисциплинировать. В школьную форму облачать ребенка, конечно, не следует, это должна быть удобная одежда, но не откровенно домашняя. Например, приличная футболка, брюки, блузка и юбка, платьице. Могу привести в пример, опять­таки, одноклассниц моего ребенка – в первый же день удаленных занятий девочки без десяти девять сидели перед мониторами с заплетенными косами.

Вообще, любая повторяющаяся деятельность способствует снижению тревоги, поэтому хороши семейные зарядки или, наоборот, традиционные семейные обеды. Главное – делайте то, что комфортно для вас, а не то, что считается престижным, приветствуется другими. Нужно быть в гармонии с самими собой.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ