Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»

Екатерина Гладушина
1 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
2 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
3 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
4 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
5 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
6 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
7 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
8 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина
9 из 9 изображений
Железногорцы побывали на премьере спектакля «Антигона»
© фото: екатерина гладушина

Народный театр-студия «Зазеркалье» представил свою версию пьесы Жана Ануя «Антигона», которая неожиданно остро совпала с сегодняшним днем. Премьера состоялась 17 декабря в Железногорском районном доме культуры.

Антигона – 20-летняя дочь мифического царя Фив Эдипа. После его смерти сыновья Этеокл и Полиник вступили в войну за фиванский трон и погибли, сражаясь друг с другом. Новым царем стал их дядя Креон, который велел Этеокла похоронить с почестями, а Полиника бросить на поле боя на растерзание падальщикам. Всех, кто попытается похоронить его, ждет смертная казнь. Антигона (Виктория Свистунова) делает это, поставив сестринский долг выше человеческих законов.

Креон (Константин Глазков) пытается скрыть преступление своей любимой племянницы, уговаривает отказаться от своего намерения, рассказывает, каким недостойным человеком был ее брат, но тщетно. Как же так? У девушки есть все – любящий жених, сын Креона Гемон, дорогие ее сердцу мать, няня и собака. В конце концов, ей уготована безбедная жизнь во дворце. Но именно потому, что жизнь ее так прекрасна, что она так любит ее всеми клеточками, она хочет прожить ее полно и честно – хоть и недолго: «Какой же будет моя жизнь? Какие жалкие поступки придется мне совершать изо дня в день, скажите, кому мне нужно будет лгать, кому улыбаться, кому продавать себя? Кому я спокойно дам умереть?». Антигоне страшно, но она верна своему слову, и слово это – «нет».

А Креон, в свою очередь, говорит «да» своему долгу. Он когда-то тоже был прекраснодушным юношей, но судьба поставила его во главе раздираемого гражданской войной царства: «Ведь нужно, чтобы кто-то стоял у кормила! Судно дало течь по всем швам. Оно до отказа нагружено преступлениями, глупостью, нуждой... Корабль потерял управление. Скажи на милость, где уж тут помнить о всяких тонкостях, где уж тут обдумывать, сказать «да» или «нет», размышлять, не придется ли потом расплачиваться слишком дорогой ценой и сможешь ли ты после этого остаться человеком? Куда там! Хватаешь любую доску, чтобы поскорее заделать пробоину, в которую так и хлещет вода...».

Не дожидаясь страшной смерти в замурованной пещере, Антигона покончила с собой. Так же поступил и ее возлюбленный Гемон, и мать Эвридика. А что же Креон? Он, как мы помним, тоже ставит долг превыше всего: «Когда перед тобой работа, нельзя сидеть сложа руки. Они говорят, что это грязная работа, но если мы не сделаем ее, кто ж ее сделает?». И, сгорбленный под тяжестью горя, отправляется на совет.

Важная составляющая спектакля – хор. В древнегреческих постановках он комментирует публике происходящее. Еще в начале действия он предупредил, что все умрут. «Трагедия – дело чистое, верное, она успокаивает... Прежде всего, тут все свои. В сущности, ведь никто не виноват! В трагедии чувствуешь себя спокойно, потому что знаешь: нет никакой надежды».

Роль хора исполнила руководитель театра-студии «Зазеркалье» Ольга Василенко. Она призналась, что с юности «болеет» пьесой Жана Ануя. Еще с тех пор, как в 18 лет студенткой филфака увидела спектакль на сцене Орловского драмтеатра и впечатлилась игрой Владислава Трахтенберга в роли Креона.   

— Я посмотрела спектакль 27 раз. Прочитала пьесу. Потом, 21 год назад, поставила ее и сыграла Антигону. С тех пор хотела восстановить, просто не с кем было. И когда Константин Валентинович появился в нашем театре, я сразу поняла, что пьесе быть. Потому что он и Вика Свистунова могут друг друга «зажечь». Спектакль очень сложный, и если хоть у кого-то появились слезы, наша цель достигнута, — говорит Ольга Василенко.
Виктория Свистунова занимается в любительском театре 15 лет, с детства, и роль Антигоны – ее первая главная. И сразу такая сложная: на сцене она практически с первых минут спектакля и до конца.

— Я очень ждала эту премьеру. Потому что героиня мне близка, она бунтарка, выступает против целого мира. Она готова пойти на смерть, для нее важно сказать «нет» и умереть. Антигона была молода, ей очень хотела жить, но, как говорилось вначале, «она Антигона и она должна умереть», — раскрывает свою героиню Виктория.
Девушка говорит, что зритель сам должен определить, что чувствовать, на чью сторону встать. Ее поддерживает и партнер по сцене Константин Глазков:

— Это спектакль-размышление. Противоречия – они не только на уровне государства, но и в семье, коллективе. Каждый выберет ту сторону, которая ему ближе: бунтарь он или защитник. Приходилось и мне выбирать – на всех уровнях. Может быть, в одном месте я бы стал Креоном, в другом Антигоной.
Неопределенность подчеркивают и костюмы героев: казалось бы, положительные Антигона и Гемон в черном, отрицательный Креон – в белом. На сцене – черно-белые ступени, по которым мечутся герои то вверх, то вниз. Хор поясняет, что рассказчик поднялся над разделением и создал гармонию двух начал. В конце сердце у зрителя разрывается от сострадания ко всем.

— Двадцать лет назад мне было жалко Антигону. А сейчас, с высоты прожитых лет, я на стороне Креона. Если у тебя есть работа, ее надо делать. Я не безнравственный человек, у меня есть принципы. Но он прав. Потому что сейчас такое происходит в мире, что если не навести порядок, мы можем очень глубоко свалиться. И здесь без жертв никак. Добро должно быть только с кулаками, — поясняет свою позицию Ольга Василенко.
Всему свое время. Древнегреческий миф переосмысливали Софокл, потом Еврипид, а Жан Ануй написал пьесу в 40-е годы XX века. Спектакль стал манифестом в оккупированной фашистами Франции. Сейчас он тоже воспринимается через призму происходящего. Артисты воплощали идею два года, в последний год много репетировали, переносили даты. Мешали то пандемия, то другие спектакли. Но прозвучала она в тот самый момент, когда должна была.

Любительский театральный коллектив справился со сложной задачей прекрасно. Отметим и других участников постановки: Евгения Глазкова (няня), Ольга Сухова (Исмена, сестра Антигоны), Роман Куприн (Гемон), Дмитрий Федосимов, Илья Ставцев и Евгений Сухов (стражники), Виктория Широкова (мальчик), Евгений Миронов (вестник), Валентина Гладкова (Эвридика).

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ