В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого

светлана староста
1 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
2 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
3 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
4 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
5 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
6 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
7 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
8 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста
9 из 9 изображений
В Железногорске прошёл вечер памяти Владимира Высоцкого
© фото: светлана староста

20 января в краеведческом музее состоялся вечер «Судьба, отлитая в стихах», посвященный памяти поистине народного поэта Владимира Высоцкого, которому 25 января исполнилось бы 85 лет.

По данным опроса Центра изучения общественного мнения, кумирами XX века россияне назвали Гагарина, Высоцкого и Жукова. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души». Высоцкий тоже был таким человеком, с порезанной в кровь душой. В одном из интервью он признавался, что жизнь для него – это ежесекундная война, поскольку «во время войны существует больше возможностей, больше пространства для раскрытия… Люди на войне всегда на пределе, за секунду или за полшага от смерти. Я вообще для своих песен стараюсь выбирать людей, которые в ситуации «дальше некуда».

Литературное наследие Высоцкого насчитывает более 200 стихов, свыше 600 песен, одну поэму для детей. Кроме того, им сыграно более 20 ролей в театре, 30 ролей в кино, восемь – в радиоспектаклях.

Участники встречи рассказывали о своем Высоцком, читали и пели любимые его произведения в камерной, домашней обстановке – в зале с экспозицией, посвященной 100-летию СССР. Это символично: поэт жил в ту эпоху, воспевал и обличал ее в своих стихах. В них все подлинное: дружба, любовь, страдание, терпение, радость, вера и надежда.

Телеведущий СТВ «Сигнал» Юрий Любимов сказал, что поэт близок ему отчасти тем, что он с его отцом Георгием Платоновичем одногодки, оба с 1938 года. Ему всегда казалось, что они похожи. Юрий считает, что магия Высоцкого в его словах, голосе, тембре, эмоциях, сюжетах. В детстве он коллекционировал виниловые пластинки с песнями Высоцкого. Серию выпускала студия звукозаписи «Мелодия», и Юрий собрал все 20 дисков.

— Записи были сделаны в основном с концертов, его просили спеть какие-то песни, а он говорил, что не помнит все наизусть. Вот сколько песен у него было! Его произведения очень правдивы. Ветераны, слушая его песни, думали, что он тоже воевал. Те, кто был в местах лишения свободы, думали, что он бывший сиделец. Он мог перевоплотиться в персонажей, о которых писал, — отметил Юрий Любимов.
Он прочитал много стихотворений поэта, очень искренне и эмоционально, выбрал редко звучащие: «Я никогда не верил в миражи», «Сколько павших бойцов полегло», «Я дышал синевой», «Упрямо рвусь на глубину».

Ведущая вечера, научный сотрудник музея Светлана Устинкова напомнила, что первая работа Высоцкого в кино – роль радиста Володи в фильме «Вертикаль». Но особенно он запомнился в роли Глеба Жеглова в «Место встречи изменить нельзя». За эту работу он в 1987 году посмертно стал лауреатом Государственной премии Советского Союза.

Исполнитель Андрей Перьков рассказал, что с творчеством Владимира Высоцкого он познакомился еще в 60-х годах. С годами все больше поражался, как многолик поэт. Не было ни одного события в жизни страны, которое бы он не затронул. Андрея взволновала его тема вины. В «Песне о погибшем летчике» рассказывается о пилоте, который выжил в бою, вернулся домой, а его товарищ погиб. И летчику все время казалось, что он не достоин быть живым: «Он был лучше, добрее, добрее, ну, а мне – повезло».

Директор краеведческого музея Марина Чернышева подчеркнула, что ее Высоцкий не похож на других.

— И это хорошо, потому есть возможность, как мозаику, собрать портрет этого гениального, многогранного человека. В моей семье Высоцкого не слушали. Я впервые узнала о нем в возрасте 6-7 лет, когда приехала в гости к бабушке и дедушке, а там был мой дядя – курсант военного училища, он очень любил Высоцкого. Он учился тогда в Киеве, привез катушечные бобины с записями поэта. Я была потрясена. Хриплый голос, нехарактерная манера исполнения. Для меня это было нечто непонятное, но притягательное.
Через время Марина Евгеньевна открыла для себя другого Высоцкого, лирического, понимающего, тонко чувствующего женскую душу. На вечере она исполнила его песни «Марьюшка», «Беда», «Так случилось, мужчины ушли».

— В этих произведениях автор говорит о главном назначении русской женщины, о ее великом таланте – умении ждать. На память приходят плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» и «Жди меня» Константина Симонова. Это все сливается в мощный монолит. В этих словах раскрывается наша ментальность, наша духовная сила. В чем она? В женщине в том числе, в ее высоких духовных качествах.
Марина Чернышева отметила, что на вечерах, посвященных Высоцкому, обычно читают и поют гражданскую лирику, но мало кто знает, что он писал и песни для детей. В начале 70-х годов к нему обратились с просьбой написать музыкальный спектакль или диско-сказку по произведению Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Он был очень воодушевлен, это была редкая возможность прозвучать в главной студии звукозаписи СССР «Мелодия». Исследователи его творчества говорят, что в этой работе он превзошел себя. Кстати, песню Алисы Марина Чернышева пела с детства, потом исполняла ее для своего сына, и только недавно узнала, что написал ее Владимир Высоцкий.

Андрей Котов передал огромный привет железногорцам от участников клуба авторской песни «Вертикаль» города Орла, в котором также состоит. Андрей с детства является поклонником творчества Высоцкого. Сначала ему пел его песни отец, потом он сам, взяв гитару, стал их исполнять.

— Последние три года жизни у поэта была гитара известного мастера Быковского. Теперь инструмент находится в музее на Таганке в Москве. У меня была мечта – приобрести ее копию. Мастер из Петергофа сделал мне такую, семиструнную. Даже настроил на такой же лад.
Под гитару Андрей Котов исполнил песни Владимира Высоцкого «Я не люблю», «Охота на волков», «Письмо в редакцию», «Цыганская».

Ведущая СТВ «Сигнал» Ирина Карпачева не помнит, когда познакомилась с творчеством Высоцкого, ей кажется, что он был рядом всегда. С годами росла любовь к его творчеству. Она утверждает, что поэт разный, но ей дорого все его наследие.

Светлана Устинкова сообщила, что стихи, написанные в последние 12 лет жизни поэта, в основном посвящены любимой жене Марине Влади. Самое последнее написано в Париже на открытке туристического агентства за полтора месяца до смерти. Открытку он ей не отдал, сказал, что еще нужно довести стихотворение до ума, никому его не читал. «И снизу лед и сверху – маюсь между…». Пронзительны последние строки: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним».

В 2015 году Марина Влади продала открытку с аукциона. Ее приобрел уральский бизнесмен Андрей Гавриловский. У себя в Екатеринбурге он занимался строительством бизнес-центров. Взвинтил стоимость до заоблачных высот – 200 тысяч евро вместе с налогами – и отдал за рукопись 250 тысяч. Он отмечал потом, что не видел в России ни одного рукописного артефакта за такую цену: столько не стоят ни письма Петра I, ни стихи Пушкина. На аукционе были и ювелирные вещи, но они уходили дешевле, чем фотографии Высоцкого. Но деньги тут не главное. По мнению Гавриловского, это цена творчества Высоцкого. Стихотворение выставляется в музее Высоцкого в Екатеринбурге в важные даты: в день смерти и в день рождения поэта. Перед высоткой, где расположен музей, отлит памятник песням Высоцкого. Он выполнен в виде стальной девятиметровой кинопленки, где нанесены рифмы его стихов.

Именем Высоцкого названы улицы, дома, аллеи, скверы, бульвары, набережные, переулки в нашей стране, а также в Германии и странах ближнего зарубежья – всего более 180. В честь Высоцкого названы около 20 пиков, озёр, скал, каньонов и ледников. Но главное, что его поэзия и песни живут в сердцах людей. Их поют и читают дома, на концертных площадках, под гитару у костра, передают из поколения в поколение. Они вечны, как вечны любовь, дружба, вера, честь и свобода.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ