Творит историю и не гонится за славой

ольга уханкина
1 из 1 изображений
Творит историю и не гонится за славой
© фото: из личного архива николая полухина

Художник Николай Полухин своим талантом навсегда вписал себя в историю нашего города. Он известен как создатель памятных знаков и символов Железногорска, его герба и флага.

Почти сорок лет Николай Петрович работает преподавателем художественного колледжа имени А.А. Дейнеки, прививает своим студентам любовь к прекрасному, учит их просто и свободно рисовать, изучать и прославлять малую родину, много трудиться и делать добро. Он и сам является примером для молодежи, не гонится за славой, спокойно творит свое дело.

Рисовать начал с детства

Родился Николай Полухин в селе Карманово Михайловского (ныне Железногорского) района Курской области. Его отец – Петр Федосеевич Полухин – участник Великой Отечественной войны, награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды. После возвращения с фронта женился на своей односельчанке Анастасии Николаевне Банниковой. В семье Полухиных родились трое сыновей – Николай был старшим. Отец и мать всю свою жизнь трудились в местном колхозе.

После Кармановской начальной школы Николай окончил восьмилетку в селе Погорельцево. С детства любил рисовать, а в школе был мастер изображать карикатуры на своих друзей. Как-то в гости к Полухиным приехал родственник из Украины, он оценил талант племянника и предложил родителям Николая отпустить его с ним для дальнейшей учебы на художника. Так парень стал студентом строительного факультета профтехучилища города Горловки Донецкой области. В свободное время ходил в изостудию и занимался своим любимым делом – рисованием. Дипломное задание – макет дачного домика –Николай выполнил на отлично.

Макеты, стенгазеты, боевые листки

Потом была служба в армии. И там художественные навыки солдата были замечены командованием. Все поставленные задачи Полухин выполнял успешно: оформление наглядной агитации, армейских уголков, стендов, Ленинской комнаты, стенгазет, боевых листков, молний. Конечно, не обошлось и без карикатур. Вятские края, таёжные звери, летние белые ночи, зимние трескучие морозы и, конечно же, окружающие красоты тайги – художник изображал в каждую свободную минуту.

За период службы по заданию командования рядовой Полухин нарисовал для Галереи Славы более ста портретов передовиков. Иногда по фото, но большинство – с натуры. Время, проведенное в армии, очень обогатило юного художника, ему посчастливилось по долгу службы поработать с профессионалами изобразительного искусства. Оформление музея боевой славы войскового соединения, в котором служил Николай, также было делом его рук. Выполнил солдат и более ответственное, даже секретное задание для политотдела: макет своей части. А служил он в войсках РВСН, в военной части с ядерным вооружением.

Художник на производстве

После службы вернулся Николай на родину. При постановке на воинский учёт военком Железногорска Анатолий Постников, оценив работу художника в армии, сразу же дал ему задание: сделать проект-схему строящегося города горняков. И парень с заданием прекрасно справился.

В 1968 году, сразу же после армии, Полухин устроился работать на Михайловский железорудный комбинат. Сначала был художником на дробильно-сортировочной фабрике (ДСФ), потом в карьере горно-вскрышных комплексов (КГВК), а с 1974 по 1976 гг. трудился на МГОКе главным художником.

Следует сказать, что в советское время профессия художника на производстве была очень востребована. Например, на МГОКе работали около 80-ти художников. Ни одна единица техники не выходила в смену, если на её борту чётко и большими буквами не было написано название. К тому же инструкции по технике безопасности, всевозможные лозунги, молнии, стенды, макеты – все создавалось художниками.

Вклад в историю города и района

Тем временем Полухин продолжал вносить свой вклад и в историю Железногорска. Коллега Владимир Суговдзь пригласил его поработать вместе над созданием проекта стелы на въезде в Железногорск. В результате в 1970 году был установлен замечательный знак, который и сейчас радует всех, кто въезжает в наш город.

В 1980 году также на трассе «Москва-Киев» на повороте к рудоуправлению МГОКа и смотровой площадке карьера появилась стела «Рудник» в честь горняков комбината. В основе композиции – ковш 8-кубового роторного экскаватора. Авторами работы стали Николай Полухин и Георгий Ворохобин.

Кстати, у этой стелы есть своя предыстория. Ещё задолго до её установки, в 1970 году, художник Николай Полухин разработал проект для будущего памятника: ковш экскаватора врезается в породу и зачерпывает руду, которая фонтаном бьет ввысь. Руководству города эта идея очень понравилась, и её тут же воплотили. Но сначала это был не памятник, а сувенирная статуэтка для награждения лучших работников МГОКа. Вручалась она как переходящий приз Фрола Кемайкина (Герой Социалистического Труда, первопроходец, бригадир экскаваторщиков, добывший первый ковш железной руды) передовику производства. Позже художник изготовил памятные призы и для почётных гостей города: статуэтки из металла, мрамора. Например, распил куска кварцита в виде знамени или руки, сжимающей руду, шкатулка с минералами и многое другое. По чертежам Полухина их изготавливал слесарь-инструментальщик, передовик механического цеха Василий Нефедов. На статуэтки прикреплялись маленькие металлические пластинки, на которых Полухин гравировал памятные надписи.

Работу главного художника МГОКа Николай совмещал с учёбой. В 1976 году в возрасте 28 лет поступил в только что открывшееся Железногорское художественное училище. Чтобы успевать на занятия, перевёлся на работу во Дворец культуры художником-декоратором. Учился в первом наборе вместе с Александром Рейх, Сергеем Занченко, Диной Чертовской и др.

Николая Полухина всегда отличала активная жизненная позиция, желание делать что-то важное и значимое для людей. Он создал скульптурную композицию в поселке Тепличный Железногорского района, соавторами его были художники Борис Грошенко и Николай Томатин. В технике чеканка были выполнены три фигуры в человеческий рост: механизатор, доярка, капустница. Рельеф памятника был обработан алюминиевыми деталями. Говорили, что эта композиция очень похожа на скульптурные формы Московского метро. До наших дней композиция, к сожалению, не сохранилась.

Принимал Полухин участие в создании памятников на мемориале «Большой Дуб»: «Курская битва», «Земля Городов-Героев». В 1976 г. выиграл городской конкурс на лучший проект оформления мемориального музея. Совмещая основную работу с учёбой в художественном техникуме, он оформил краеведческий музей и в Михайловской средней школе: сделал витражи, стенды, чеканку. Знаменательно, что создателями этого школьного музея был учитель-фронтовик Петр Митрофанович Курских и его жена, также учительница этой же школы Лидия Ефимовна. Пётр Митрофанович впоследствии стал основателем и первым научным сотрудником музея партизанской славы «Большой Дуб».

Покорил столичный вуз

Окончив с красным дипломом Железногорское художественное училище по специальности художник-оформитель, Николай Полухин том же 1980-м году поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, пройдя огромный конкурс – 100 человек на место.

В Москве талант Полухина высоко оценили художники, профессора, преподаватели вуза. И это неудивительно: все свои работы Николай творил с большой самоотдачей, забывая про еду и сон, полностью уходя с головой в свои темы. На чистых листах, под его кистью расцветала природа, оживали герои из прошлого, и все образы получались искренними, правдивыми, потому что были прочуствованы и прожиты автором.

В 1986 году Николай Полухин получил диплом и стал работать преподавателем специальных дисциплин: рисунка, живописи, композиции – в Железногорском художественном колледже имени А.А. Дейнеки, где трудится и в настоящее время.

Создатель герба и флага

В 1995 году Николай Полухин приступил к созданию герба Железногорска. Примечательно, что именно ему было доверено такое важное и ответственное дело. Он сделал тысячи рисунков и набросков: куропатка с кусочком руды в клювике, пласт железа на ладонях горняка и т.п. А нужного варианта так и не находилось.

Решение все же пришло, причем удивительно просто. Мама попросила Николая починить обвалившийся погреб на их участке в селе Карманово. После того как трагически погиб отец во время сельхозработ, старший сын стал главной опорой в семье. Николай принялся за дело, не отпуская в уме поставленную городом задачу. Он выкопал яму для нового погреба, посмотрел на горку вынутой земли… И вот оно: разрез железорудного карьера и отвалы. Конечно, на рисунках будущего герба он потом проработал все детали карьера, его уступы, откосы, забой, зубчатую кайму, энергопутепроводы и др. Но суть герба постиг именно там, на малой родине, в труде.

— Образно-символическое решение заключается в том, что в сине-белом поле созрел цветок, и с цветка вспорхнула в небо куропатка, несущая на своих крыльях мир, уводящая беду от города, — объяснил свою концепцию автор.
Чтобы получить высшую художественную оценку государственной геральдики, Полухин провёл три недели в Ленинграде, изучая по библиотекам и букинистике материал для создания государственного символа. Ведь нужно было учесть все рекомендации Геральдического совета: герб создаётся на века, несёт толерантность, общечеловеческое и духовное значение. Художник описывал и свою работу, этот документ нужно было предоставить на комиссию вместе с проектом герба.

В итоге Николай Полухин стал признанным автором проекта герба Железногорска. На основании решения Геральдического совета при Президенте РФ герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 4287.

Как рассказал Полухин, герб представляет собой щит, в нижней части которого изображен условный разрез железорудного карьера по уступам. Красно-серебряный ромб в щите – образ магнитной стрелки, отклонившейся от меридиана в глубину Земли. Серебряная куропатка в верхнем лазоревом поле – признак местного региона, корона – знак определенного достоинства и прав самостоятельности города, и слова на ленте – «для мира». В них заложен глубокий смысл: мирный город построен для мирной жизни на мирной земле.

Николай Полухин создал также и проект флага Железногорска. На прямоугольном сине-белом полотнище в центре изображен красно-белый ромб (символизирует магнитную стрелку, отклонившуюся от меридиана) и разрез условного карьера. В верхнем углу все та же летящая птица.

За большие заслуги Николай награждён многими почетными грамотами и благодарностями. Его работы высоко оценены искусствоведами нашей страны. А для самого художника важно, чтобы жила и процветала его родная земля, светило солнце, пели птицы, смеялись дети, чтобы была возможность трудиться на благо людей.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Полехина

Корреспондент.

Ведёт рубрики:
Социальная, История, Культура, Идеи для дома.

Связаться через:

Валентина Прокудина

Корреспондент. 

Ведёт рубрики: Общество, Культура, Актуально, Спорт, Потребитель.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Происшествия, Социальная, Здоровье, Образование.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ