Алиса Гребенщикова: «Встреча с вами для меня подарок»

Екатерина Гладушина
1 из 4 изображений
Алиса Гребенщикова: «Встреча с вами для меня подарок»
© фото: Екатерина Гладушина
2 из 4 изображений
Алиса Гребенщикова: «Встреча с вами для меня подарок»
© фото: Екатерина Гладушина
3 из 4 изображений
Алиса Гребенщикова: «Встреча с вами для меня подарок»
© фото: Екатерина Гладушина
4 из 4 изображений
Алиса Гребенщикова: «Встреча с вами для меня подарок»
© фото: Екатерина Гладушина

Алиса Гребенщикова уже побывала в Железногорске год назад со спектаклем «Солнечная вязь», который запомнился зрителям. Поэтому разговор с журналистами начался именно с этого.

- Я очень рада вновь оказаться в Железногорске. Для меня это большой подарок – встреча с чутким зрителем. Я тоже еще не забыла, как нам было тепло год назад. И узнала, что есть возможность выступить у вас в городе, я ухватилась за нее с радостью.

Когда после первой части я сказала зрителям, что можно уйти, а можно остаться на обсуждение, не ушел никто. Для меня это большой показатель внимания зрителей к моему делу. И я очень благодарна культурной платформе «АРТ-ОКНО», что она подарила возможность и мне встретиться со зрителем, и зрителю встретиться со стихами. Был очень интересный разговор, люди спрашивали имена поэтов, переспрашивали, записывали. Значит, захотелось вернуться к этим строчкам. А это то, ради чего я занимаюсь поэзией и придумала себе эту миссию – открывать людям стихи, которые они в силу своей загруженности упускают.

Мне важно встречаться со зрителем, важно разговаривать и спрашивать, что им запомнилось. Есть артисты, которые разделяют образ на сцене и свою личность. А я выхожу на сцену как «я» - поэтому для меня важно, что останется после меня.

- Что вдохновило на создание такого сплетения стихотворений из разных эпох?

- Меня очень обижает фраза, что стихи закончились в Серебряном веке. Что после Бродского уже никаких значимых имен нет. Это первое. Второе – я дружу с некоторыми поэтами и мне по-человечески больно, что их стихи не так широко известны, как они того заслуживают. Я просто вношу свою маленькую лепту. Потом для меня важно, что стихи – создания, живущие вне времени. Вы слышали, как люди сегодня ошибались. Кроме того, я работаю в доме-музее Марины Цветаевой, и поэтому глубоко погружена в ее творчество, многое нахожу созвучное своим мыслям и чувствам. Естественно, мне хочется поделиться этим с другими. Насчет Маяковского тоже часто ошибаются, говорят, что это рэп. Маяковский – живой, бьющийся. Многие исполнители читают Маяковского резко, а если его читать иначе – может, это мой женский взгляд – то возникает объем. Для меня важно показать, что мужчины говорят о любви нежно и с придыханием. Так собиралась эта программа.

- Вы находите стихи в Интернете. Как?

- На кого-то из поэтов я подписана. Так, например, я подписана на телеграмм-канал Ани Русс. Сегодняшнее стихотворение Миссис Джорж «Когда я перееду…» мне принесла ученица. Я сразу написала автору, и она разрешила прочитать ее стихотворение. Потом она сказала, что это был такой подарок – потому что она сама никогда не будет читать свои стихи. И так приятно, что они получили вторую жизнь и звучат так, как были задуманы. Для меня это большой комплимент.

У меня никогда не бывает одинаковых стихов в программе, я всегда ее меняю в зависимости от зала.

- Музыку Сергей писал специально к стихам?

- Да. У нас есть комната, где все сочиняется. И так как появляются новые стихи, мы постоянно репетируем. Сережа – гений, он слушает стихи первый раз, подбирает ноты, а на второй уже готова мелодия. Он так чувствует. Мне очень повезло, что есть Сергей в моей творческой жизни.

- Как вы познакомились?

- Я услышала музыку, которую написал Сережа для дисков со стихами Али Кудряшевой и Веры Полозковой. И потом, когда мне нужен был композитор для моноспектакля в театре «Практика», я вспомнила о Сергее.

- Кажется, что вы намеренно переплетаете стихи современных авторов и авторов Серебряного века. Нет ли у вас в планах соединить четверостишия современников и тех, кто писал 100 лет назад, и чтобы зритель этого не понял?

- Нет, я стараюсь бережно относиться к стихам и не разрушать произведения. Мне вполне хватает того, что стихи идут друг за другом. Часто у нас стихотворения, разделенные столетием, звучат в одном музыкальном треке.

- Услышим ли мы стихи, которые пишете вы?

- Нет! Мне больше нравится читать чужие стихи. Слишком много уже написано того, что меня волнует. Мои стихи не представляют художественной ценности.

- Вы всегда надеваете на этот вечер белое платье или это зависит от настроения?

- Мне кажется, оно тоже вне времени. С одной стороны, не отвлекает, а с другой – красиво, и это важно. Я всегда надеваю его для большой сцены. В камерных пространствах варьирую наряды.

- А книги, расставленные на сцене, это книги тех авторов, что вы читаете со сцены?

- В этот раз нет. Но позавчера мы выступали в московском Доме книги, я расставила книги авторов, которых читала, и потом во второй части брала книги и говорила, что стихи из этих сборников. И люди потом покупали, прямо разбирая со сцены. К сожалению, у нас нет возможности возить с собой большое количество книг.

Композитор Сергей Геокчаев тоже поделился впечатлениями от вечера:

- Мне очень понравилось. Я сам из маленького города Братска в Сибири. И когда приезжаю в такие города, чувствую себя как дома. Люди в небольших городах гораздо более открытые, искренние, много отзывов, нет такой избалованности. Радует, что они читают книги и интересуются поэзией, многие в ней ориентируются.

Мы с Алисой очень много репетируем. Несмотря на то, что играли эту программу позавчера, сегодня отрепетировали большую часть от начала до конца.

Алиса умеет заразить своей безумной любовью к поэзии. Но если делаешь то, что нравится, ты не позволяешь себе делать что-то формально.

- Писать музыку для Алисы сложно?

- Я не пишу музыку для кого-то. Тут, скорее, вдохновляешься образами, которые поэты «вытаскивают» из себя. Порой они страшные. Я иной раз спрашиваю: откуда они берутся, но мне не отвечают.

Первая наша работа была над моноспектаклем «Все вокруг». Получилось хорошо. Люди тоже оставались после спектакля. Когда зрители толпой подходят и расспрашивают, думаешь: я не зря этим занимаюсь. У меня сегодня день рождения сына, но я не зря его пропустил. Так что спасибо вам за вечер.

 

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ