Она строила город, город строил ее жизнь

Галина Лысова
1 из 2 изображений
Она строила город, город строил ее жизнь
© фото: из архива галины шамченко
2 из 2 изображений
Она строила город, город строил ее жизнь
© фото: из архива галины шамченко

Почетный ветеран треста «Курскрудстрой» Галина Шамченко построила первый дом Железногорска.

День города, личный день рождения, начало трудового пути на железногорской земле – все это особые сентябрьские события в жизни Галины Аверкиевны. Сегодня они радостные, с налетом светлой грусти о прошедшей молодости, больших делах и крепкой дружбе новоселов будущего горняцкого города. А первый здешний ее сентябрь, признается Галина Аверкиевна, выдался тревожным и трудным.

Вначале было сурово

— Погода в начале осени 1957 года стояла чудесная, хоть загорай, — вспоминает Галина Аверкиевна.
В один из таких солнечных приветливых деньков молодые супруги Иван и Галина Шамченко, с годовалым сыном на руках, пешком шли из Дмитриева в поселок Комарой. Они прибыли работать на большую комсомольскую стройку горнорудного комбината и жилья для горняков с Урала. Не было еще транспортного сообщения, вот и пришлось мерить 30 километров шагами, изредка останавливаясь на отдых в попутных деревнях. Поздно вечером добрались, но первую ночь на новом месте пришлось провести с ребенком под копной сена.

Утром первым делом начали искать квартиру. Нашли комнату с деревянной кроватью и матрацем, набитым соломой. Больше в их новом жилище не было ничего. Ребенка пришлось отвезти к бабушке в Михайловку, благо, муж был уроженцем этих мест. Забрали сына к себе через полгода, когда все немного устроилось на работе и в быту.

19 сентября, накануне дня рождения, Галина поступила на работу строительным мастером, муж - горным мастером. Тогда здесь действовала одна организация – «Союзэкскавация».

В октябре на стройку Михайловского рудника был направлен первый полукубовый экскаватор «Ковровец». Доставили его в Комарой со станции Дмитриев с большими трудностями – дороги не было, мостов тоже, а осенняя распутица уже вступила в свои права. Через несколько дней так же непросто переправляли пять приехавших самосвалов «МАЗ». Самый непростой участок с большим подъемом был возле деревни Клишино. На этот взгорок самосвалы, буксуя, взбирались по 15-20 часов.

Тяжело работая, первопроходцы и первостроители не могли полноценно отдохнуть после трудового дня, ведь дома их ждал устроенный на скорую руку, некомфортный быт. Например, освещение поселка Комарой обеспечивала временная станция, в 12 ночи поселок погружался во тьму, каждый приспосабливался к такому режиму по-своему. Временным был и магазинчик со скудным набором товаров. Все ждали выходного и ездили закупать продукты, вещи первой необходимости в слободе Михайловка.

От первого дома к большой стройке

— Вскоре меня вызвал начальник участка Николай Петрович Гончаренко и говорит, что нашей организации выделили один дом в горняцком поселке, - рассказывает Галина Аверкиевна. - Ранним утром я пошла на новый объект. Не помню уж, какой дорогой шла, только помнится, миновала дом лесника, а затем перебиралась по дощечкам через ручей. Добралась. На скошенном поле, примерно на месте, где потом располагалось художественное училище, увидела палатку. Коллектив строителей - прораб Михаил Побоков и пятеро рабочих, инструмент – лопаты, которыми они срезали верхний слой земли под здание. 
Поздоровались, поговорили. Он показал мне - вот место, отведенное под первый дом для работников Михайловского железорудного комбината (МЖК).

Ну и стали строить своими силами. Выкопали траншеи под фундаменты, а материала для них не было. Подумали, посовещались и отправились добывать бутовый камень. Нашли в Долбенькино. Ломали камень кирками, клиньями и привозили в поселок на стройку. Так сделали фундаменты. Казалось, дело за стенами не станет. Дом планировался щитовой, практически готовый, только собрать. Меня посылали забирать эти дома в разобранном виде на станцию Дмитриев. Только с доставкой опять были проблемы, по бездорожью с грузом добирались до нашего поселка по двое суток. А когда ударили морозы, засвистели метели, нанесло глубокие снежные заносы, стало совсем трудно. Впрочем, жаловаться не приходилось – люди из строящегося карьера МЖК в зимнюю непогоду добирались до поселка Комарой по 10-12 часов, а расстояние было всего-то 8-10 км.

А люди прибывали сюда на работу - приезжали издалека, как мы, приходили из окрестных деревень. Надо было быстрее строить для них жилье в горняцком поселке.

Построили мы этот первый щитовой дом-барак, и еще несколько таких же рядом поставили. Здесь расположилось и общежитие, и первая школа, и большой зал отвели под клуб, куда развлекаться собиралась молодежь даже из района.

И началась в Железногорске молодая жизнь. Вроде и трудностей было сверх головы, а жили весело, каждый вечер – танцы, кино, народ был очень дружный. По секрету скажу, двери в свое жилье тогда вообще не запирали – от кого закрываться, все свои. Залили бетоном летнюю танцплощадку – на месте перед нынешним военкоматом, в шутку называли ее «наждачок». Я очень любила танцевать, и уже имея двоих детей, как-то попросила мужа посидеть с детьми, очень уж на танцы хотелось. Он согласился, и я отвела душу. Такое общее радостное, бодрое настроение помогало жителям поселка и с работой справляться, и на бытовые неурядицы не обращать внимания.

Сибирский характер

Дочка в семье Шамченко родилась в 1959 году, тогда же им выделили комнату в доме по улице Горняков. Из декрета Галина вышла в жилищно-коммунальный отдел, где еще два года проработала техником-сметчиком. Но ей хотелось дела большого. И она устроилась в строительно-монтажное управление №2 (СМУ-2) треста «Курскрудстрой», где проработала четверть века, до выхода на пенсию.

Как рассказала Галина Аверкиевна, сначала молодой Железногорск рассчитывали застроить лишь до нынешнего почтамта, поскольку на Михайловском месторождении планировали только добывать руду. Но когда было принято решение обогащать рудное сырье и строить для этого огромный фабричный комплекс, наш город неудержимо рванулся на окрестные территории и ввысь, стали строить многоэтажные дома. Это было необходимо: вторая волна железногорских новоселов, которые ехали строить фабрики и работать на них, оказалась тоже очень мощной.

СМУ-2 как раз занималось строительством фабричного комплекса. Тот, кто знаком с промышленным строительством, знает, какой это размах, жесткие условия и множество нестандартных, трудных ситуаций. В таком деле нужен недюжинный, сильный характер. Тем более, руководителю.

Галина Аверкиевна вспоминает, как однажды на станцию прибыли строительные материалы, и надо было срочно выгрузить их, чтобы не было простоя вагонов и издержек тресту. А смена между тем уже закончилась, и рабочие неохотно шли на это – все устали. Один из строителей напрямую заявил, что не пойдет на разгрузку, стал подбивать остальных уйти. Но эта хрупкая женщина смогла настоять, и он вместе со всеми участвовал в разгрузке.

— Тогда все работали, что было сил, делали общее дело, отказаться было невозможно. Смутьяна этого после хорошенько пропесочили на товарищеском суде, — говорит она.
Добавим, что и сама она, мать двух маленьких детей, оставалась на рабочем месте вместе с коллективом. Как же справлялась?

— А успевала все. Я ложилась в час и вставала в пять. Приготовлю с утра еду мужу и детям на день, накормлю завтраком, соберу в садик, а потом в школу, отведу малышей, и к восьми уже на планерке. Целый день работаю, около семи вечера забираю детей, кормлю, занимаюсь с ними, потом домашними делами, стираю, убираю. Уложу ребятишек, и тут мое время - шью, вяжу, рукодельничаю. А летом еще дача, мне ее выделили в 67-м году. Нередко, когда я отводила детей в сад и вечером забирала, встречалась по дороге с начальником управления, который в это время ходил на работу и возвращался. Он часто говорил, мол, непонятно, как ты все успеваешь. Что тут ответишь: «Успеваю!».
Жизненную стойкость и выносливость Галина Аверкиевна относит на счет сибирской закалки. Она ведь уроженка Кемеровской области, а сибиряки, как известно, народ крепкий и телом, и духом. Да и в семье сельской портнихи и школьного директора детей воспитывали без баловства, с ранних лет приучали к труду, ответственности. После своих обязанностей по хозяйству маленькая Галя садилась за рукоделье. Мама научила ее отлично шить, вышивать, вязать. Без этого, говорила, и замуж не возьмут.

Училась Галина тоже хорошо, и после школы поехала с подругами в Томск, поступать в учительский институт. Подала документы на математический факультет, даже сдала успешно первый экзамен. Вышла с подругами из вуза, и тут их перехватил представитель соседнего строительного учебного заведения: «Поступайте к нам!». И так расписал преимущества, что они поступили на строительные специальности. Долго не решалась девушка, однако пришлось рассказать отцу, и он, конечно, очень огорчился. Но потом один инженер расписал ему, какие перспективы открываются перед строителями в годы послевоенной разрухи, и уже папа утешал расстроенную дочку, мол, правильно сделала.

Сама Галина Аверкиевна и сейчас убеждена, что не ошиблась с выбором. Говорит, что всю жизнь ей было интересно работать на стройке, а вот в школе с ее сибирским характером могла и не прижиться. Зато строительный талант Галины Шамченко по достоинству оценен почетными грамотами за высокие производственные показатели, за активную общественную работу. Ей также присвоили звание «Почетный ветеран» треста «Курскрудстрой».

А как сегодня живет первостроитель Железногорска Галина Шамченко? Галина Аверкиевна встречает меня в уютной квартире с множеством салфеток ручной работы на столах, креслах, подушках – это все ее изделия. На слова, что высоковато взбираться на пятый этаж в ее возрасте, чуть не обижается.

— Мне это совсем не трудно. Я много двигаюсь. Встаю по-прежнему в пять утра, делаю гимнастику, съедаю завтрак, смотрю передачи про здоровье, потом беру скандинавские палки и хожу по улице, беседую со знакомыми. Несколько раз на прогулках встречалась с бывшими сотрудниками по тресту – вот это радость! Обнимаемся, вспоминаем, смеемся и плачем. Вообще, не меньше двух часов в день занимаюсь пешей ходьбой. Вот сейчас дочь на отдыхе, так я хожу поливать цветы в ее дом за несколько кварталов, а квартира у нее тоже на пятом. 
Приветливая, в разговоре прямая, с ясным взглядом умных, невыцветшей голубизны, глаз и бодрыми жестами Галина Шамченко очень обаятельный собеседник. Можно представить, какой энергией она одаряла окружающих в молодые годы. Здоровья вам, Галина Аверкиевна, долгих лет жизни и огромное спасибо за ваш труд, за наш город.
АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ