Мозаики Железногорска

Ирина Березовская, специалист по экспозиционной и выставочной работе Железногорского краеведческого музея
1 из 1 изображений
Мозаики Железногорска
© фото: предоставлено краеведческим музеем

Современная концепция капитального ремонта пятиэтажек предусматривает обновление и покраску фасадов старых жилых домов, начисто сметая декор, изначально предусмотренный проектом. А ведь в этом заключалась их индивидуальность, согласитесь?

Традиция украшать фасады зданий городов агитационными плакатами, декоративными элементами и вывесками сложилась с давних времен. Железногорск не стал исключением. Жители города наверняка хорошо помнят коммунистические и патриотические лозунги в городском пространстве. Но этим наши градостроители и архитекторы не ограничились.

«Синтез искусств в архитектуре» стал новой концепцией в советском зодчестве. Давайте вспомним некоторые примеры из железногорской истории, а, точнее, архитектуры и совершим прогулку по родному городу.

Сегодня мы поговорим о мозаике.

Мозаика - это вид декоративно-прикладного и монументального искусства, подразумевающий создание изображения путем компонования и закрепления однородных небольших частиц. В качестве материала могут использоваться галька, ракушка, природный камень, бисер, керамика, но самый распространённый материал, конечно же, смальта. Смальта - цветное, непрозрачное (глушёное) стекло, изготовленное с применением минеральных красителей в виде маленьких кубиков, пластинок и других форм. История мозаики уходит корнями в далекое прошлое. Самые древние образцы этой техники датируются второй половиной IV тысячелетия до нашей эры. В России в середине XVII века искусством мозаики серьезно занялся Михаил Ломоносов. Гениальный ученый разработал более 100 уникальных образцов смальты.

В XX веке в монументальном искусстве Советского Союза мозаика использовалась широко. Однотипные фасады домов советских граждан архитекторы украшали мозаичной плиткой - так здания приобретали красивый и нарядный вид. К тому же мозаичные панно и витражи, помимо выполнения эстетической функции, были ещё и отличным средством агитации. Они размещались на внешних фасадах главных, общественных зданий, торцах жилых домов, становясь визитной карточкой многих советских городов.

Если задуматься, какие здания и арт-объекты города горняков были украшены мозаикой, то с первой попытки их и не вспомнишь. А ведь они были и есть!

На въезде в Железногорск жителей и гостей города встречает памятная стела, открытая в 1972 году в честь 15-летия города. Ее автор - скульптор, Михаил Заутренников. Вместе с ним над проектом работали архитектор Виктор Семенихин и скульптор, художник-монументалист Владимир Капустин. У основания 18-метровой стелы расположена глыба руды, на которой высечены слова: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Из цветной мозаики выполнена композиция в центре памятника, на которой мы видим труженика-горняка, открывающего природную кладовую.

Несомненно, это был очень удачный проект. Авторам стелы благодаря богатому арсеналу материалов в сочетании с художественными приемами удалось добиться не только нарядности, но и отобразить значимость освоения богатств КМА, передать приподнятость чувств. Согласно исследованию старшего научного сотрудника Железногорского краеведческого музея Ольги Кононовой, стела внутри полая. Сначала был выполнен каркас, который облицевали декоративной штукатуркой, а мозаичные куски смальты выкладывали путем прямого набора в «свежий» раствор. Казалось бы, технология позволит стоять этому памятнику веками, но время не щадит ничего, и в преддверии 60-летнего юбилея Железногорска администрация города при финансовой поддержке Михайловского ГОКа приняла решение о восстановительной реставрации стелы.

В 2017 году памятник отреставрировали члены Союза художников России Александр Гаплевский и Валерий Васильев во главе с заслуженным работником культуры, скульптором Львом Постниковым. В процессе реставрации они не только зачистили памятник от загрязнений, но и восстановили мозаичное полотно. Интересный факт, что в реставрации использованы куски смальты, оставленные в 1980 году Льву Никаноровичу московскими художниками. Они выполняли укладку мозаичного полотна в бассейне «Нептун» и после завершения работ немного оставшейся смальты передали нашему знаменитому скульптору

Отделан мозаикой и памятный знак «Слава партизанам Великой Отечественной войны», что установлен в честь бойцов и командиров Михайловского партизанского отряда в парке культуры и отдыха им. Н.А. Никитина. Его открытие состоялось 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы над гитлеровской Германией. Автором стелы стал главный архитектор Железногорска, ветеран Великой Отечественной войны Семен Базилевич.

Отдавая дань уважения подвигу партизан, сражавшихся с немецкими оккупантами в 1941-1943 годах, архитектор разместил на памятнике небольшое мозаичное полотно, на котором в красно-коричневых тонах, с контрастными холодными тенями, изобразил сосредоточенные и суровые лица мужчины и женщины - защитников Родины.

В 1970-х годах монументальная мозаика стала самостоятельным видом искусства. Работы этого времени часто обращены к абстракции с тематическими фигуративными вставками, с помощью которых раскрывалась специализация учреждений. Разработкой рисунка для плиточных мозаик занимались лучшие скульпторы и художники.

Так произошло и с мозаикой на здании Главпочтамта. На торцевой части по обе стороны от окон красовались полотна в сине-серых тонах из мозаичной плитки. Конечно же, их тема - почта. Автором эскиза стал член Союза художников России, участник всесоюзных, республиканских, зональных, зарубежных выставок, курский художник Владимир Парашечкин.

На двух частях полотна нашли отражение разные способы доставки корреспонденции, существовавшие в истории человечества: от почтовых дилижансов до современных поездов и самолетов. Со временем панно стало разрушаться и весной 2022 года в ходе ремонтных работ было, к сожалению, демонтировано.

Частенько мозаику можно было встретить и внутри зданий. Например, в бассейне «Нептун». Вскоре после сдачи в эксплуатацию его первому директору Анатолию Животкову пришлось решать вопрос о выполнении ремонтных работ. В зале бассейна были большие короба воздуховода, требующие художественного оформления. В 1980 году Анатолий Антонович и главный архитектор города Алексей Иванов обратились в одну из московских художественных мастерских с просьбой об оформлении интерьера зала. Художники предложили использовать мозаичное панно.

Согласно полученному эскизу, директор бассейна лично заказал смальту на Лисичанском стекольном заводе (Луганская область УССР) и сам же привез ее в Железногорск. Мозаику укладывали четыре художника из Москвы. К сожалению, их имена не сохранились, но известно, что работу они выполнили за месяц. При капитальном ремонте бассейна «Нептун» в 2020 году коллектив учреждения во главе с директором Василием Масловым приняли решение мозаичное панно сохранить. Да еще и ванну бассейна оформить мозаичной плиткой, чтобы подчеркнуть единую стилистику.

Помимо мозаики в зале, гостей на лестничном пролете между первым и вторым этажами встречало небольшое панно «Пловец». Позже его демонтировали, чтобы перенести в зал с малой ванной бассейна «Альбатрос». Это панно, в связи с повышенной влажностью зала, начало разрушаться и так же, как и мозаика на здании почтового отделения, было утрачено.

Сегодня отделка зданий мозаикой практически не применяется. А жаль - это добавляло им свою изюминку. А может быть, мы что-то пропустили, и в Железногорске есть еще объекты, украшенные мозаичной плиткой?

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ