Как наши родители защищали Родину

Ирина Родченко и Ольга Уханкина, научные сотрудники музея партизанской славы «Большой Дуб»
1 из 4 изображений
С грудным ребенком на руках Ольга Царькова отправилась в партизанский отряд.
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб» и личного архива В.М. Царькова
2 из 4 изображений
Ольга Царькова с внуками и невесткой.
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб» и личного архива В.М. Царькова
3 из 4 изображений
Как наши родители защищали Родину
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб» и личного архива В.М. Царькова
4 из 4 изображений
Как наши родители защищали Родину
© фото: из фондов музея партизанской славы «Большой Дуб» и личного архива В.М. Царькова

23 августа мы отмечаем 81-ю годовщину победы советских войск в Курской битве.

Свой значительный вклад в это великое свершение внесли и наши земляки. Не только мужчины, но и женщины, дети поднялись на борьбу с врагом. Целыми семьями уходили они в партизанские отряды, нанося сокрушительный удар врагу на оккупированных территориях.

Преданы друг другу и стране

Среди героических семей нашего района особенно выделяется семья Михаила и Ольги Царьковых. Супруги стали участниками Михайловского партизанского отряда с первых дней его образования. Михаил Абрамович был командиром отделения. По заданию обкома КПСС оставлен в тылу врага. Ольга Александровна с ребенком на руках отправилась вслед за ним.

Михаил Царьков был мужественным, смелым человеком, хорошо разбирающимся в тактике партизанской войны. В мае 1942 года он лично уничтожил немецкую штабную машину, вместе с генералом и шофёром. Вот что он рассказывал об этом событии:

— В первых числах мая я получил задание разведать обстановку в селе Андреевка. Приезжаю ночью к старосте Евланову, который работал по заданию партизанского отряда, он мне сообщил, что в селе есть два прохожих Ступко и Чебоксаров, которые просились в партизанский отряд. Я забрал их с собой, и ночью, до восхода солнца, мы ушли в лес в «Площанскую степь». По пути мы встретили старика, он рассказывает нам, что на Дунайке уже две недели стоит открытая легковая машина и 13 офицеров. Машина у них неисправна. Офицеры, надеясь, что здесь тихо и спокойно, пешком пошли до Тросны. Главный (генерал или полковник) с шофером остались здесь. Я посоветовался с ребятами: «Ну что, не сробеете?» – и услышал в ответ, что нет, идем. Ребята остались наблюдать за дорогой, а я вышел из леса и прополз по-пластунски по поселку метров 400. Машина стояла на большаке неподалеку от одного дома. Я зашел во двор, метрах в 100 от меня за плетнем стояла машина, около нее – тот самый высокий чин и шофер. Шофер копался в машине, а офицер стоял по другую сторону. Я сразу СВТ (самозарядная винтовка Токарева) проломал плетень и дал очередь. Начальника убил сразу, машина загорелась (попал в бак), а шофер пытался бежать в поле. Дав очередь, шофер бросил винтовку, сдался мне живым… 
Под руководством Михаила Абрамовича группа подрывников пускала под откос немецкие эшелоны.

— В моем отряде были окруженцы, они выполняли различные операции по подрыву железных дорог. Спустили под откос несколько эшелонов с немецким оружием и продовольствием. За что многие были награждены орденом Красного Знамени, как, например, Чебоксаров, Костылёв и другие, — читаем мы в воспоминаниях Царькова.
Михаил Абрамович участвовал в Курской битве в составе 132-й стрелковой дивизии 70-й армии. Был награжден орденом Красного Знамени, медалью «Партизану Отечественной войны I степени», «За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». После войны работал на фабрике МГОКа столяром.

Жена Михаила Абрамовича – Ольга Александровна – родилась в 1914 г. в с. Волково Михайловского р-на Курской области. На ее долю выпало много испытаний и трудностей. Партизанская жизнь – это бой и походы, облавы карателей, голод и холод. Ее руки обшивали партизан и готовили еду, лечили больных и раненых. Собирала деньги на строительство самолета «Курский партизан», не раз приходилось ей ходить в разведку. Была с отрядом в глубоком рейде в Хинельских лесах, попала вместе со всеми под ураганный обстрел бронепоезда. Весь путь Михайловского партизанского отряда прошла она до соединения его с Красной Армией в марте 1943 года. Ольга Александровна Царькова награждена медалью «За боевые заслуги», юбилейными медалями. Но есть у нее и особые награды: «Медали материнства» I и II степени. Четырех сыновей и двух дочерей вырастили Царьковы в трудные военные и послевоенные годы.

Музею партизанской славы «Большой Дуб» Ольга Александровна подарила рушник с вышивкой, как символ связи человека с его родом, предками, семьей. Вышивка выполнена крестом: красными, черными, зелеными и желтыми нитями. Такой рушник назывался в народе «благородный».

Воспоминания сына о жизни в родительском доме

Михаил Абрамович и Ольга Александровна Царьковы воспитали шестерых детей. Самой старшей была Лида, 1940-го года рождения. Именно с ней на руках они и вступили в 1941 г. в партизанский отряд. Потом, в 1943-1950-х гг., родились Валентина, Михаил, Вячеслав, в 1953-м и 1956-м – Василий и Иван. В настоящее время в нашем городе проживают два младших сына этой семьи.

С Василием Михайловичем нам удалось встретиться и побеседовать. Он рассказал, что 32 года проработал водителем автобазы в Железногорске. Потом трудился в строительной сфере, в том числе и в столице. Самая старшая сестра Лидия работала медсестрой в Волково, сестра Валентина – ткачихой на Курском трикотажном комбинате, братья Иван и Михаил – водителями, а Вячеслав на Курском заводе резиновых технических изделий.

Василий Михайлович сообщил, что он дольше других детей жил в родительском доме в с. Волково. Пока были живы родители, помогал им, когда их не стало, поддерживал дом и земельный участок в порядке. Пять лет назад семейную недвижимость пришлось продать и окончательно переехать в Железногорск. Сейчас Василий Михайлович работает в системе охраны одной из наших городских организаций.

«Родители между собой жили очень дружно, никогда не ссорились. Вся жизнь их прошла в труде. Мать работала в колхозе. Отец, вернувшись с войны, работал в строительной бригаде в своем селе, возводил деревенские избы, потом трудился столяром-плотником на производстве. Дома держали большое хозяйство: лошадь, корова, свиньи, овцы, гуси, утки, куры; возделывали землю. У матери был ткацкий станок, ее руки все время были за работой.

Каждый день с утра в печке уже дымился котелок с вкусной едой и пахло свежеиспеченным хлебом. В семье царили любовь и вера в Бога. Детей с малолетства приучали к труду. Мне, мальчишке, отец говорил так: «Сначала вскопай участок, тогда получишь удочку и пойдешь рыбачить на пескаря». Но, конечно, не обходилось и без детских шалостей. Мне поручали пасти гусей, мы с другими ребятами, такими же пастушками, загоним свое хозяйство на колхозное поле, а сами играем. Тут едет объездчик, начинает прогонять наших гусей, чтоб не поедали посевы, загонит табун гусей в какую-нибудь конюшню, мы – в рассыпную, если кого поймает, мало не покажется. А гуси – умные, сами потом расходятся по своим стаям, знают и находят нас, своих пастухов. А как увлекательны гусиные битвы в речке: за бойцов их собратья громко болеют гоготом и шипеньем. Это настоящая русская потеха!

Во время войны наша старая хата сгорела от зажигательной бомбы. Наскоро построили новую, маленькую и низкую, покрыли соломой. В крыше воробьи любили устраивать свои гнезда. Я потихоньку ладонью вытаскивал воробушков из соломы, совал их за пазуху, и – в клуб. Там, вручив билетеру несколько куриных яиц за вход, садился смотреть кино. И в самый ответственный момент начинал выпускать пернатых. Шалость удавалась!

На всех нас, шестерых детей, купили одну пару лыж. И вот досада, во время катания сестра их сломала. Отец смастерил из консервной банки латку и быстро починил их. А для лета были у нас самодельные самокаты, гнутые из круглой арматуры.

В небольшой хате наша семья из восьми человек жила в тесноте, но не в обиде. Пол в сенцах был устлан соломой, в холодные зимы у нас в доме проживали и наши четвероногие друзья: маленькие телята и поросята. Мы с отцом спали на одной кровати. Потом наше жилье пришло в негодность, и его снесли, а в конце 1950-х годов своими силами мы построили новый дом.

Вспоминается еще вот какой случай. Во время службы армии в Харьковской области за рулем грузовика вез я однажды солдат в баню. Смотрю, по дороге идут мои мать и крестный, несут сумки. Привезли мне клубники, сала, яиц, поговорили со мной и поехали домой.

На нашем доме была красная звездочка – знак, что здесь живет участник Великой Отечественной войны. Ведь наш отец-партизан после освобождения Михайловского района вступил в Красную Армию, был участником битвы на Курской дуге, воевал сержантом Московского флотского экипажа.

Мать пережила отца на двадцать лет, отец скончался в 1988-м году. С возрастом она уже не могла трудиться, как привыкла, но из родного дома уезжать не хотела. Контролировала все дела, не давала уменьшать посевы на огромном огороде. Она всегда была более строгой, чем отец. Женившись, со своей семьей я еще какое-то время продолжал жил с мамой, она очень меня любила. К нам в дом часто приезжали из военкомата, из школы, приглашали мать на мероприятия. По семейным праздникам вся родня собиралась в нашем доме.

Когда я переехал в город, все время ездил к матери, возил дрова. И только в последний год жизни она перебралась в дом к старшей дочери Лиде, жившей в том же селе Волково. Мать ушла из жизни в 2008 году» – рассказал Василий.

В настоящее время десять внуков являются продолжателями рода Царьковых, теперь уже они передают своим детям историю о том, как их предки защищали Родину.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Полехина

Корреспондент.

Ведёт рубрики:
Власть, Экономика, История, Происшествия, Идеи для дома.

Связаться через:

Валентина Прокудина

Корреспондент. 

Ведёт рубрики: Общество, Культура, Актуально, Спорт, Идеи для дома.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Социальная, Здоровье, Образование, Идеи для дома.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ