Оксана Чекрыгина – единственный тренер по плаванию в бассейне «Нептун», да и вообще в городе, ведущий занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семь утра. Мы с мамой дошкольника Тимофея Рожкова Натальей сидим на скамейке у воды. Она тихо рассказывает, что у ее мальчика ЗПР – задержка психического развития и СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. С февраля ребенок ходит в бассейн - на гидрореабилитацию к Оксане Чекрыгиной. Мама говорит, что ему нравится. А сам Тимошка свистит как дельфиненок. Один в один. Радуется всему: мячу, дощечке для плавания, прыжкам, брызгам воды, вспышкам фотоаппарата. Но особенно тренеру Оксане Анатольевне.
— Вытянись стрелочкой. Смотри вниз. Не спеши, — Чекрыгина немногословна – старается, чтобы семилетний воспитанник ее понял. Он смотрит на нее с обожанием, как на напарницу по играм. Для Тима и «Нептун» - дом, где интересно и весело.Пока он плавает, ныряет и ликует, его мама замечает:
— Теперь все свои эмоции сын выплескивает в нужное русло. Он начал чувствовать свое тело: руки, ноги, шею. У него появились цели. Счастье, что у особенных деток отныне есть такая возможность – работать со специалистом.Оксана Чекрыгина не новичок – тренер с 29-летним стажем. Родилась в Татарстане, в Нижнекамске. Папа родом из Курской области, поэтому семья переехала в Железногорск. Со второго класса девочка начала ходить в бассейн – с группой продленного дня. Плавала-плавала и в последний школьный год решила поступать в Московскую Государственную академию физической культуры…
Пожалуй, у Чекрыгиной научилось держаться на воде 50% населения города горняков.
— Никогда не считала своих выпускников. Их действительно много. Сейчас вчерашние Вовы, Пети и Тани водят ко мне подрастающих деток. Время летит, — улыбается Оксана Анатольевна.Примерно семь лет назад в Таганроге Чекрыгина увидела группы детей с ОВЗ.
— А я давно вынашивала идею заниматься с такими ребятами. И вот посмотрела, как они работают. Директор «Нептуна» Василий Маслов поддержал идею: нужно учиться и пробовать, — вспоминает тренер.Затем были спецкурсы, последние – во время пандемии. Оксана Анатольевна научилась азам и тонкостям гидрореабилитации. Приступила к занятиям зимой – начала с двух раз в неделю. В этом году график уплотнился.
— Пока у меня девять детей: с ДЦП, аутизмом, слабым развитием определенных долей мозга. Шесть плавают и с тремя недавно договорились о тренировках, — уточняет Чекрыгина.По ее словам, приобрести оборудование, костюмы, жилеты и нарукавники помог Михайловский ГОК. Комбинат финансирует и переподготовку двух инструкторов бассейна. За что «Нептун» ему благодарен.
Ребята занимаются платно – за половину стоимости абонемента. Мамы детей с ОВЗ надеются: а вдруг когда-нибудь кто-нибудь захочет и сможет взять расходы на себя, ведь в Железногорске не так много мальчишек и девчонок, нуждающихся в гидрореабилитации. И единственный спецтренер на 100 тысяч населения – этого, увы, мало, нужны и другие. Мечты мечтами, хорошо уже то, что в Железногорске появилась «первая ласточка».
— Я, если честно, побаивалась: получится ли у меня. Когда не сталкиваешься с такими детками - какая-то часть жизни от тебя ускользает. А когда находишься среди них – по-другому думаешь о ее смысле. В первые месяцы было трудно. Но потом мы втянулись: и я, и дети, — поясняет Оксана Чекрыгина.Первые часы она наблюдает за воспитанниками: что они делают в воде, как себя ведут, и дальше «отталкивается от их природы»: движений, ритма, навыков. Тренер-гидрореабилитолог держит в голове массу вариантов – для каждого ребенка подбирается индивидуальная схема занятий.
- Мама, гляди: я плыву! – кричит из облака брызг Тимофей.
- Да. Ты молодчина, - откликаются Наталья Рожкова и Оксана Чекрыгина.
Самое сложное – выманить Тима из воды. Он готов плескаться часами. Как все его сверстники.
— Чем меня привлекает работа с особыми детками? Им необходимы занятия не для соревнований, побед и медалей, а для жизни. Это главное, — уверена Оксана Анатольевна.