Не просто спорт

никита бессарабов
1 из 6 изображений
Не просто спорт
© фото: никита бессарабов, из архива евгения арапова
2 из 6 изображений
Не просто спорт
© фото: никита бессарабов, из архива евгения арапова
3 из 6 изображений
Не просто спорт
© фото: никита бессарабов, из архива евгения арапова
4 из 6 изображений
Не просто спорт
© фото: никита бессарабов, из архива евгения арапова
5 из 6 изображений
Не просто спорт
© фото: никита бессарабов, из архива евгения арапова
6 из 6 изображений
Не просто спорт
© фото: никита бессарабов, из архива евгения арапова

Евгений Арапов, узнав, что в Железногорске нет врачей-реабилитологов, не писал об этой ситуации в соцсетях, не искал ответственных, а сам стал помогать людям.

Все началось в 2017 году, когда жительница города Ольга Юст приехала в Железногорск после операции. В ее позвоночник установили титановую металлоконструкцию. У Ольги с детства была тяжелая форма сколиоза. И только благодаря «металлической штуковине» она сейчас может ходить.

Одна операция полностью решить все проблемы не смогла. Спину фиксирует мышечный корсет – его необходимо постоянно поддерживать в форме. При этом понятно, что далеко не все упражнения, которые может вынести человеческое тело, подойдут женщине с титановым имплантом в позвоночнике. Программу реабилитации после такой операции должны составлять специалисты. Тут-то у Ольги и начались сложности:

— Я приехала в город и сразу отправилась к травматологу – после операции я должна стоять у него на учете. А врач не смог мне ничего предложить. Для всех здесь мой случай был чем-то сверхъестественным. Единственный человек, который взялся со мной заниматься и действительно помог – Женя Арапов. Я зашла в спортклуб, спросила, есть ли адаптивники – инструкторы ЛФК с медобразованием. Женя посмотрел на меня, мягко говоря, удивился, но за работу взялся. Начали по программе, придуманной московским реабилитологом. Потом стали усложнять, продолжая советоваться со специалистом. 
Ольга говорит, что Евгений Арапов стал для нее человеком, который мотивировал заниматься спортом и рассказывал, как это нужно делать в ее ситуации. С тех пор они дружат. Время от времени организуют совместные спортивные проекты.

От программирования к программе тренировок

Евгений Арапов работает тренером шесть лет. До этого занимался разными вещами: учился на программиста, работал в магазине, ремонтировал компьютеры, делал сайты, занимался рекламой, открывал небольшой бизнес…

Но любую работу он всегда совмещал со спортом. Увлекался единоборствами: сначала карате, потом кикбоксингом. Когда родился ребенок, выбрал пауэрлифтинг – силовое троеборье. Параллельно изучал тело, питание.

И в конце концов спорт стал профессией. После открытия спортклуба «Матис» Евгений, по совету друга, отправился туда работать. И всего через полтора-два года стал старшим тренером.

Евгений Арапов занимался и со взрослыми, и с детьми. Имея собственный опыт и профессиональные знания, он мог дать человеку правильный совет, составить индивидуальную программу:

— За шесть лет я научился понимать, какие задачи человек преследует, какой формат тренировки для него подойдет. Могу визуально определить, какие диспропорции мешают ему жить. Допустим, сутулость может увидеть любой. А я могу понять, есть ли вальгусная деформация стопы или наклон таза. По походке, по движению. Исходя из этого можно сделать выводы: какие у человека возникают боли, и какие в таком случае лучше дать упражнения. 
Но все же Евгений подчеркивает, что он не врач и не стремится выполнять роль медика.

Сильные люди

С инвалидом-колясочником Степой Яворским тренер стал заниматься по просьбе Ольги Юст. У мальчика развивался сколиоз. Врачи все подводили к операции…

Евгений со Степой работали над мышцами кора (отвечают за стабилизацию таза, бедер и позвоночника), над увеличением мобильности и гибкости суставов. Было много упражнений для шейного отдела. Мальчику и его родителям это никаких денег не стоило. Евгений поговорил с управляющим, и последний дал добро на бесплатные занятия.

Тренировки проходили один-два раза в неделю. Через пару месяцев Степа стал пробовать жать маленькую штангу. Постепенно переходил к большему весу. И в итоге на одном из железногорских фестивалей мальчик, который тогда весил около 35 кг, поднял свой собственный вес.

— Степа – колясочник – научился подтягиваться десять раз. Я его поднимал на турник, на брусья, и он занимался. Ребята в его возрасте часто не могут подтянуться вообще. И не хотят учиться. У некоторых людей есть здоровье, но нет мотивации и силы духа, — считает тренер.
После знакомства со Степой Евгений Арапов проводил с Ольгой Юст семинары для людей с ОВЗ. Тренеры клуба, где он был организатором занятий, показывали упражнения ЛФК, которые можно делать дома, рассказывали о МФР (миофасциальном релизе): как с помощью массажных роликов и шариков можно расслаблять и приводить мышцы в тонус.

— Сейчас у меня в учениках ребенок с ментальными проблемами. У нас с ним нет какой-то особой программы. Тут вопрос общения. Я с ним нашел общий язык. Не у всех получается это сделать. Занимаемся уже года два. Мышечный корсет у парня стал сильнее, — рассказывает Евгений.

Не врач, но помочь могу

Евгений Арапов уверен – физическая активность в любом случае должна быть. От этого зависят гормональный фон человека, риски заболеть ожирением, артрозом... Это правило работает для всех. Неважно, есть ли у человека ОВЗ или нет.

Своими убеждениями тренер заражает коллег. Приятель Евгения решил позаниматься с мальчиком, который, помимо интеллектуальных нарушений, имел проблемы со спиной. После занятий, по словам врачей, у ребенка улучшилась осанка, правая рука стала лучше функционировать.

Хотя в спортклубах чаще все-таки боятся заниматься с инвалидами. Это всегда большой риск. Евгений объясняет, почему пошел на него:

— Оля, Степа… Они сами делали что-то. Но этого было чересчур мало, и мне казалось, что я дам больше. У меня были силы, время и желание. Моих знаний хватало, чтобы помочь исправить конкретные проблемы или предотвратить их развитие. Через полтора года тренировок со мной Степа ездил на реабилитацию. И врачи проверяли его мышечные группы, моторику. Родителям сказали, что некоторые проблемы перестали прогрессировать. Медики были приятно удивлены. Я не могу сказать, что я почувствовал необходимость и потребность жителей города в реабилитации. Только спустя год после того, как мы начали заниматься с Олей, я понял, что в Железногорске очень мало внимания уделяют людям с ограничениями. Но в начале я этого не знал и просто хотел помочь. Как тренер. 
Начальник управления физической культуры и спорта администрации Железногорска Вадим Полянский согласен с Евгением:

— Детей надо реабилитировать. У нас сейчас только в «Нептуне» поставили кресло, с помощью которого можно людей с ОВЗ на воду спускать. Тренер бассейна Оксана Чекрыгина прошла специальное обучение. Но это на платной основе. А отделения по адаптивным видам спорта у нас нет. И открыть его – пока из мира научной фантастики. В Курске есть только одно такое в школе фехтования. И все. Больше ничего сделать не могут. Очень дорого. И это проблема всей страны. 
Председатель местного отделения ВОИ Геннадий Толстов:

— Надо понимать, что у большинства инвалидов есть не только физические, но и психологические проблемы. Многим детям и взрослым с ОВЗ вовсе не нужен спорт. Они боятся выходить из квартиры и живут в них – в своем маленьком, понятном им мире. Эти люди могут не захотеть заниматься спортом. Разве только заставлять их: помещать в строгие рамки, правила, чтобы они жили, как в армии. Естественно, никто этого делать не будет. Но есть единицы - подростки, которые интересуются, приходят и тренируются. И вот они нуждаются в таких людях, как Евгений Арапов. 

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ