Приобретая товар или услугу, мы чаще всего не задумываемся над тем, с кем нам приходится иметь дело: с самозанятым или индивидуальным предпринимателем. А ведь это имеет немаловажное значение, если в результате услуга или товар окажутся некачественные. В чем же различие? Разъясняет юрисконсульт консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» Ольга Астапова.
Начиная с 2019 года предпринимательскую деятельность в Российской Федерации разрешено осуществлять не только индивидуальным предпринимателям, но и самозанятым. Их деятельность регулируется законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» № 422-ФЗ от 27.11.2018 г. и имеет свои правовые особенности.
Например, лица, применяющие специальный налоговый режим (т.е. самозанятые), не должны заниматься перепродажей, продажей акцизных и маркированных товаров, заключать агентские договоры, заниматься добычей полезных ископаемых и т.д. Кроме того, у них ограничен уровень дохода не более 2,4 млн. рублей в год. Лица, применяющие специальный налоговый режим, не могут нанимать сотрудников и заключать трудовые договора.
Тем не менее предпринимательская деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в качестве самозанятого, является достаточно распространенной, так как имеет ряд преимуществ:
- нет фиксированных страховых взносов как у индивидуальных предпринимателей;
- низкая налоговая ставка: 4% с доходов при работе с физическими лицами и 6 % при работе с организациями и индивидуальными предпринимателями;
- отсутствует отчетность;
- не требуются онлайн-кассы, можно формировать чеки, которые передаются клиентам в приложении;
- кроме того, в отношении самозанятых не проводятся Роспотребнадзором контрольные (надзорные) мероприятия. Это связано с отсутствием в Законе «О защите прав потребителей» понятия самозанятый, как участника правоотношений, возникающих между потребителем и продавцом или изготовителем (исполнителем).
Однако не стоит забывать, что в тех же санитарных правилах СП 2.1.3678-20 есть прямое указание, что требования вышеуказанных правил обязательны для исполнения физическими лицами, а следовательно, и для самозанятых. Кроме того, если суд, рассматривая гражданское дело по спору между физлицами, посчитает возможным применить законодательство о защите прав потребителей (т.е. положения пункта 4 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации), потребитель сможет реализовать свои права, предоставленные ему Законом «О защите прав потребителей».
Также в разъяснении, содержащемся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», исходя из смысла пункта 4 статьи 23 ГК РФ, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных п. 1 ст. 23 ГК РФ, в отношении заключенных им при этом сделок не вправе ссылаться на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей.
В итоге можно сделать вывод, что правоотношения, вытекающие из договоров, заключенных с самозанятыми, имеют гражданско-правовой характер, и защищать имущественные права, вытекающие из данных договоров, можно только в судебном порядке.
Однако следует учесть, что при нарушении самозанятым режима осуществления предпринимательской деятельности, установленного для него законом, самозанятого можно привлечь к ответственности по закону «О защите прав потребителей». И также, в случае возникновения угрозы жизни и здоровью человека, в отношении самозанятых могут проводиться внеплановые проверки.