Экстренную помощь населению при угрозах жизни и здоровью, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях осуществляет единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС «112»).
В Железногорске она была создана в феврале 2010 года на базе городского управления ГО и ЧС, став его составной частью. Подразделение возглавил Геннадий Чистяков. За 14 лет деятельности в работе ЕДДС изменилось многое и в организации работы, и в техническом оснащении. Неизменными остались суть и предназначение – нести круглосуточную вахту, быть всегда готовыми в любой момент прийти на помощь тем, кто позвонил по номеру экстренного вызова «112». Задача диспетчера и оперативного дежурного состоит не только в том, чтобы принять звонок от нуждающихся в помощи или очевидцев происшествия, а быстро разобраться в сложившейся ситуации, зарегистрировать вызов и оперативно принять решение, как правильно действовать. Один из первых вопросов диспетчера: «Есть ли пострадавшие и в каком они состоянии?». От этого будет зависеть, кого направлять к месту происшествия: аварийно-спасательную группу, пожарную команду, вызывать ли полицию, скорую помощь или газовую службу. От принятого решения зачастую зависит и благополучный исход события, и жизнь человека.
— Главное в нашей работе – стрессоустойчивость, выдержка и терпение. Нам приходится общаться с разными людьми: рассудительными, конкретными, способными четко, адекватно и спокойно объяснить суть проблемы. А бывают и излишне экспрессивные, мнительные, которым трудно в нестандартной ситуации сформулировать причину своего обращения, — рассказывает оперативный дежурный Анастасия Селивёрстова.Экстренная телефонная связь с населением – далеко не полный перечень спектра деятельности данного универсального подразделения. Это круглосуточный контроль территорий и объектов через камеры наружного наблюдения, тесное прямое оперативное взаимодействие с центральным аппаратом в Курске, с главой города и руководителями различных служб администрации Железногорска, муниципальными предприятиями «Горводоканалом», «Горэлектосетями» и др.
Единая дежурно-диспетчерская служба «112» на сегодня – это единая, слаженная команда из 13 человек. Основной её костяк составляют сотрудники, которые работают здесь со дня основания – руководитель Геннадий Чистяков, заместитель руководителя подразделения Владислав Матишинец, сотрудники Оксана Носова, Оксана Пономарёва, Людмила Евсекова. У сотрудников ЕДДС сложная и напряженная работа. За сутки бывает до 600 звонков. Но если возникает какая-то авария или чрезвычайная ситуация, как, например, прошедшей зимой, их количество доходит до 1000 и более.
В тесной связке с ЕДДС работает аварийно-спасательная служба, которую возглавляет Петр Рынденко. В обязанности данного подразделения входит оказание помощи населению в случае чрезвычайной ситуации, при дорожно-транспортных происшествиях, возгораниях сухой травы на заброшенных территориях и дачных участках. Как правило, аварийно-спасательная служба всегда прибывает к месту событий первой: вначале оценивает реальную ситуацию, степень ее сложности и передает всю объективную информацию оперативному дежурному для принятия правильного решения, а затем начинает действовать. Особенно их участие необходимо при тяжелых ДТП, когда приходится деблокировать двери автомобиля или проводить другие операции, чтобы освободить пострадавшего из искореженного авто, у которого могут быть зажаты или травмированы конечности; не допустить возгорания автомобиля и гибели пассажиров. До приезда бригады врачей сотрудникам службы приходится оказывать первую медицинскую помощь – накладывать жгуты, повязки, шины при переломах, проводить реанимационные мероприятия.
В подразделении аварийно-спасательной службы работают 15 человек. И сомневаться в их профессионализме не приходится. Подтверждением являются десятки спасенных человеческих жизней и недавний успех на областных соревнованиях спасателей по ДТП, где железногорцы заняли почетное третье место.
Еще одним немаловажным фактором успешного взаимодействия ЕДДС и аварийно-спасательной службы с различными структурами и предприятиями города при возникновении нештатных ситуаций является деятельность подразделения курсов гражданской обороны, которое возглавляет Александр Удра. Именно на курсах осуществляется регулярное обучение по трем основным программам руководителей промышленных предприятий, ответственных за безопасность на производстве и обучение персонала действиям в случаях возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуациях. Важно говорить на одном профессиональном языке, одинаково понимать и выполнять полученные сигналы и команды, проводить инструктажи, вести и оформлять необходимую документацию.
Вот так сутки напролет, день за днем, несут свою нелегкую, но такую важную службу работники Железногорского городского управления ГО и ЧС. И как жаль, что иногда страдающие от бессонницы люди или расшалившиеся дети мешают им работать, например, ложными звонками или пустыми выяснениями отношений на самые разные темы. Ведь в это время не сможет дозвониться кто-то с реальной проблемой. Например, престарелый человек живет один, из его квартиры чувствуется запах газа, но хозяин не открывает дверь.
Порой, когда вокруг все благополучно, спокойно и безопасно, деятельность управления ГО и ЧС кажется нам незаметной. К большому сожалению, это совсем не означает, что вокруг все хорошо и безоблачно. Это объясняется тем, что специалисты по чрезвычайным ситуациям выполняют свое дело своевременно, добросовестно и профессионально. Они всегда начеку и за это огромное спасибо.