27 октября страна отмечает День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. За последние 100 лет люди настолько привыкли к общественному транспорту, что уже не могут обойтись без автобусов, маршруток и такси.
Отвечают за пассажиров
Ежедневно в Железногорске автобусы перевозят тысячи человек. Основные виды автобусных маршрутов — городские, пригородные и междугородные. Есть также специализированные маршруты — туристические, перевозка персонала предприятий, доставка детей к местам обучения или отдыха. И все-таки наибольший объем перевозок приходится на городские автобусные маршруты, которые в городе осуществляют муниципальная компания «Транспортные линии» и частные транспортные компании «Фаворит», «Стройжилторг» и «Маяк». Организация труда водителей городского пассажирского транспорта, по сравнению с водителями, других транспортных средств имеет свои особенности. Их работа связана с выполнением социально значимого заказа — перевозки пассажиров.
У генерального директора ООО «Транспортные линии» Владимира Ваганова на этом же предприятии водителем работал отец, поэтому о сложностях этого труда он знает с детства.
— Наш дежурный автобус привозит первых сотрудников в 4.45 утра, потому что рейсы начинаются с 5.15. А до этого шофер должен получить путевой лист, пройти освидетельствование врача и технический контроль автобуса. За рулем требуется постоянный контроль за дорожной обстановкой и техническим состоянием самой техники. На водителях лежит ответственность за пассажиров. Они это знают и работают хорошо. В преддверии Дня автомобилиста я поздравляю водителей и слесарей, служащих и технических работников с этим праздником. Желаю никогда не попадать в дорожные происшествия, чтобы все автобусы возвращались с маршрутов в исправном состоянии.Четверть века – без аварий
Эмоциональная устойчивость, высокая нравственность, быстрота реакции, хорошо развитое чувство самосохранения, технический склад ума, способность анализировать информацию — это лишь небольшой перечень профессиональных качеств, необходимых водителю. По мнению руководителя предприятия, ими в полной мере обладает водитель первого класса Игорь Каширин, проработавший в «Транспортных линиях» 25 лет. После армии он, не раздумывая, получил категорию «Д», а потом пошел работать в автобусный парк. На какое-то время он переходил работать в строительно-монтажное управление. Но любимое дело вновь вернуло его в «Транспортные линии». Рассказывая о своей профессии, Игорь Анатольевич отметил качественные изменения, произошедшие в работе транспортников за последние десятилетия. Например, совсем другими стали автобусы.
— Советские машины были проще. Мы сами могли посмотреть двигатель и исправить некоторые неполадки. А в новых машинах много электроники. Все делает разум автобусного компьютера, и ремонтируют его теперь только профильные специалисты. Многое изменилось. Но главным для водителя и сейчас остается огромная ответственность за жизни людей. Когда на линии справляешься с гололедом, грязью и туманом, то приятно слышать, как пассажиры замечают это и оценивают твою работу. Они так и говорят: «Водитель у нас прекрасный – настоящий первый класс». Хотя каждому человеку не угодишь, — рассказывает Игорь Каширин.В отличие от большинства транспортных средств, движение автобусов происходит по заданному маршруту и строго регламентированному графику. Остановки, особенно в «часы пик», бывают перегружены пассажирами и другим транспортом. Поэтому водитель должен быть предельно дисциплинирован.
— У тех, кто возит людей, должен быть очень уравновешенный характер. Излишняя вспыльчивость только вредит работе на городском транспорте. Водитель не должен вступать в перепалки с пассажирами и тем более ругаться с ними. Всегда нужно отвечать спокойно, — считает Игорь Каширин.
По мнению Игоря Анатольевича, водить пассажирские автобусы может далеко не каждый человек. Нужно уметь сконцентрироваться и быть внимательным на дороге.
— На маршруте водитель всегда в некотором напряжении. Он смотрит на дорогу и каждую секунду рассчитывает движение автобуса. Люди только подходят к пешеходному переходу, к краю проезжей части, а ты уже держишь ногу на педали тормоза. Не надо стараться пролететь около пешехода. Ведь человек может идти спокойно, а потом неожиданно пробежать перед носом автобуса, — замечает Игорь Каширин.В этом году «Транспортные линии» получили новые автобусы ЛИАЗы для пригородных маршрутов. На одном из них Игорь Анатольевич в дачный сезон перевозил людей в СО «Малиновая роща». В основном, это пенсионеры, для которых время поездки на автобусе – хорошая возможность поделиться дачными успехами.
— Я еду с ними и часто шучу – они смеются. К возрастным пассажирам надо относиться более внимательно. Они сели в автобус и комфортно должны доехать, разговаривая между собой или думая о своем. Нельзя резко тормозить. И разговаривать с ними нужно ласково, с улыбкой. Меня постоянно одна пожилая женщина угощает конфетами, — рассказывает Игорь Каширин.
Среди неординарных случаев, с которыми сталкивался Игорь Анатольевич в своей практике, были и такие, когда людям была необходима медицинская помощь.
— Случается, людям в салоне становится плохо. Недавно во время поездки женщину пришлось срочно везти в Михайловку в больницу. Минут тридцать-сорок ждал, пока ее откачивали. Бывает, останавливаю автобус и вызываю скорую помощь. Это неприятно, конечно, но люди всегда относятся с пониманием, — отметил водитель первого класса.Игорь Каширин не только водит автобусы, но и стажирует молодых водителей. Главное, чему он учит новичков, – бережное отношение к пассажирам, которых, по его словам, нужно возить «как хрусталь». За высокий профессионализм Игорь Анатольевич награжден знаками отличия II-й и III-й степени «За безаварийную работу».
Поднимает людям настроение
В Железногорске есть и другие водители, работу которых отмечают люди. Руководитель частной транспортной компании «Маяк» Виктор Токарев часто слышит просьбы горожан отметить и поблагодарить за внимательное отношение и профессионализм Александра Семенина.
Хотя Александр Александрович учился вождению еще в армии, водителем стал не сразу. После службы пошел работать на МГОК машинистом бурового станка. Вместе с женой вырастили двоих сыновей. Именно младший сын Ярослав привел отца в новую профессию.
— Сын предложил купить для него микроавтобус. Потом решили его продать и купить новый. Но сын предложил мне на нем поездить. Я попробовал – и с тех пор вот уже лет 15 вожу людей на маршрутном такси.Александр Семенин вспоминает, что, когда пришел на маршруты, таких такси в городе было намного больше. Опытные водители помогли освоиться. Свою новую работу он искренне полюбил именно за общение с людьми.
— Профессию надо любить. Вот в чем дело. Работа на ГОКе мне тоже нравилась. Я ей отдал 41 год. А здесь больше общения с людьми. Утром они садятся в салон с разным настроением. Мне нравится поднимать дух наших горожан, а то сядут иногда все хмурые и невеселые. А я стараюсь, чтобы их день начинался оптимистично, — рассказывает Александр Семенин.
Он привык вставать в пять часов утра, чтобы подготовить свой микроавтобус и выйти в семь часов на маршрут. Обычно его рабочий день заканчивается в восемь часов вечера.
— Тяжеловато уже под конец смены. Постоянное напряжение: то люди, то машины, постоянно пешеходы. Надо быть бдительным, – отмечает водитель маршрутного такси.Поскольку кондукторов в салоне маршруток нет, в обязанности водителя входят продажа и проверка проездных билетов. Эту работу Александр Семенин тоже умеет делать с настроением, поэтому конфликтов с пассажирами у него не бывает.
— Был один случай. Ругалась женщина. Начала возмущаться. Но пассажиры сами ее остановили. Давно это было, лет пять назад. А сейчас все нормально, — говорит Александр Александрович.Мы поговорили с Александром Семениным, и он вновь поехал поднимать людям настроение и везти их по своим делам: на работу, в школу и к родным домам. Его добросовестный труд, как и труд сотен его коллег, ежедневно помогает горожанам многое успеть и идти в ногу со временем. Без преданности водителей своей профессии и их чувства ответственности за дело невозможна повседневная жизнь города и его жителей.