Обычная жизнь необычных детей

Светлана Романчикова
1 из 1 изображений
Обычная жизнь необычных детей
© фото: светлана романчикова

В железногорском детском доме-интернате «Надежда» постоянно ведется поиск новых подходов в оказании услуг воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты работают в рамках программ, создающих для людей с инвалидностью благоприятные условия развития способностей и навыков для самостоятельной жизни. Одна из них - «Обычная жизнь необычных детей».

Инвалиды, обучающиеся в специализированных учреждениях, сталкиваются с множеством проблем, не позволяющих включиться в полноценную жизнь общества. Основной этап их развития приходится на пору детства и юношества, которая проходит, как правило, в стенах закрытого стационарного учреждения. Пока рядом взрослые - родители, воспитатели или опекуны, они помогают обеспечить безопасную среду, принимать решения в бытовой и других важных сферах жизни.

Программа «Обычная жизнь необычных детей» реализуется в «Надежде» с 2019 года и позволяет приравнять детей-инвалидов к обычным членам общества, несмотря на их заболевания и диагнозы. Усилия педагогов, воспитателей и медиков, направлены на то, чтобы их подопечные сумели овладеть навыками обеспечения базовых жизненных потребностей. Одной из эффективных форм социализации детей с ОВЗ являются также экскурсии, например, в дендрарий, походы на выставки и в кинотеатр, организация тематических праздников, в том числе, и с вовлечением родителей. Для того, чтобы в будущем инвалиды не находились в зависимости от родителей, их обучают обслуживать себя, ориентироваться на местности, распоряжаться денежными средствами, покупать продукты и товары, готовить еду и наводить порядок. С каждым ребенком ведется индивидуальная работа, которая начинается с диагностики потенциала развития способностей и самостоятельного функционирования. Далее наступает этап кропотливой работы специалистов совместно с родственниками. Есть ребятишки, которым в начале занятий приходится учиться самому простому: держать ложку и принимать пищу, самостоятельно чистить зубы и умываться, посещать уборную.

Воспитатель группы «Непоседа» Анастасия Аксенова проводит занятия с группой детей, в составе которой 8 человек от 10 до 16 лет.

— В игровой форме мы формируем навыки освоения необходимых социальных компетенций – хозяйственно бытовые, гигиенические. Вместе вытираем пыль, подметаем и пылесосим, учимся заправлять кровать, мыть посуду. Под присмотром дети пользуются соковыжималкой, готовят несложные блюда – рулеты из лаваша, бутерброды в духовке, режут овощи для салата. Во время прогулки на улице помогаем с уборкой территории – собираем листики.
Анастасия Владимировна рассказала, что работает по программе и с группой из отделения молодых инвалидов в возрасте от 10-25 лет. Основной практический этап программы длится два с половиной года. Много времени уделяется тому, чтобы получить и закрепить результаты. Это схематичная отработка каждого шага, в большинстве случаев индивидуально с каждым из воспитанников.

— Это сложно, но интересно и очень нравится деткам, они делают все с удовольствием. Усталость забывается, когда родители рассказывают, что дома дети предлагают помощь. Мамы и папы искренне благодарят, что перестали бояться, как ребенок будет жить без них. В идеале выпускники «Надежды», прошедшие комплексную реабилитацию в рамках программы, могут жить в организованных для них микро-центрах (квартирах) под кураторством социального работника. Такие центры есть в Пскове, Новгороде, других городах. Нам пока до этого далеко, но мы стремимся преодолеть традиционную точку зрения о том, что у детей с ОВЗ нет иного будущего, кроме как находиться в закрытых специализированных учреждениях, интернатах, домах инвалидов.
В «Надежде» родителям предоставляется также такая социальная услуга, как «Передышка». У родителей есть возможность поместить ребенка в учреждение на круглосуточное временное пребывание с ночевкой на две недели, либо приводить на дневное пребывание по графику с 8.00 до 17.00. Передышка позволяет родителям отдохнуть физически и морально, уладить проблемы – жилищные или бытовые, устроиться на работу. Ребенку такой формат дает возможность быть включенным в социальную деятельность, получать одновременно расширение развития и медицинскую поддержку.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ