Лисий уголок

анна бессарабова
1 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова
2 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова
3 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова
4 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова
5 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова
6 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова
7 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова
8 из 8 изображений
Лисий уголок
© фото: анна бессарабова

Железногорцы Анна и Федор Маевские – единственные в Курской области владельцы диких лис. У них на даче, в специально оборудованном вольере, живут шестилетняя огневка Алиса и годовалый Беляш грузинской красной породы.

Анна Маевская - не эколог, не биолог и не заводчик редких видов животных. Она – мама двоих детей (дочке Еве три года, сыну Ване – полтора), примерная жена и, если говорить о профессии, сотрудница местного молокозавода. То есть ее привычная жизнь далека от всего, что связано с дикой природой. Тем не менее Анна стала волонтером.

Сначала у нее на даче появились спасенные белки. Одну принес охотник, другую отвоевали у кошек неравнодушные железногорцы. Когда зверьки поправятся и подрастут, Аня и ее муж Федор отпустят их в лес: «Просто откроем вольер – у нас вокруг много садов, орешник, высокие деревья. Не пропадут».

На компактном, но вместительном участке Маевских кроме осмелевших грызунов «прописались» две собаки, два кота, куры и утки. А в феврале супруги привезли сюда лисиц.

— Изначально я хотела приручить волков. Но моя мама их боится - не разрешила. «Ладно. А если я возьму лис?» - спросила ее без особой надежды на одобрение. «Когда-нибудь можно будет их завести», - ответила мама, не догадываясь, что я звоню ей по дороге в московский питомник. Уже пообщалась со столичными волонтерами, договорилась о встрече. Отдала детей бабушке под предлогом, что нам с Федей нужно выспаться. Муж пришел с работы, и я с порога его огорошила: «Давай поедем в Москву», — описывает свой зимний вояж Анна.
Утром они забрали из «приюта» Алису и Беляша, посадили их в сумки-переноски и отправились домой.

— Мне их подарили. Рыжую самку и серебряно-белого самца. Взяли лисиц не для разведения. Алиса и Беляш как мать с сыном. Она - немолодая огневка, а он - редкой грузинской красной (мраморной) породы. Часто их покупают зверофермы – шить шубы. Беляш и Алиса – спасенные животные, — продолжает Анна Маевская.
Многие неопытные волонтеры выкупают зверей из питомников и отвозят в лес – «освобождают». Дескать, дикие создания должны находиться в естественной среде. Но это ошибка: привыкшие к людям животные возвращаются обратно в города, где их принимают за бешеных, опасных визитеров и убивают.

По словам Анны, лисам, выросшим в «приютах», нужен уход и забота. Первым домом Алисы и Беляша был переделанный в вольер курятник. Затем «опекуны» хвостатых новоселов переместили их в настоящую избу – из бревен и решетки, с лавками и конурой.

— Первую неделю Беляш не разрешал себя гладить. Алиса долго приходила в себя после дороги. Зато сейчас они храбрые, огрызаются, когда делаем им прививки. Мы их чипировали, у лис есть паспорта. Они очень обидчивые и злопамятные – после уколов не подпускают к себе. Фыркают, не хотят дружить. Неженки. Ругать их нельзя, можно только холить и лелеять, — ведет гостей к лисьему уголку хозяйка дачного участка.
Мы идем мимо курятника с какими-то диковинными пеструшками – с броским оперением и смешными хохолками, мимо домика с надписью: «Аня, Федя», детской площадки с качелями и водоема, куда владельцы надеются в недалекой перспективе запустить рыбу.

Везде чисто и опрятно. В лисьем вольере тоже порядок. Анна каждый день делает там уборку, чтобы не было резкого запаха.

— Надо постоянно менять опилки в лотках и кормить Алису с Беляшом. Они съедают по 500-600 граммов мяса в сутки. В месяц тратим на него 5 тысяч рублей. Лисы питаются сырыми мясом, фруктами и овощами. Беляш обожает яблоки, — объясняет Анна.
Четвероногие подопечные любят свою владелицу больше, чем Федора. Они ее не боятся. От Анны всегда пахнет едой, а еще витаминами, рыбьим жиром и полезными пивными дрожжами. А с мужчиной у Алисы и Беляша сложные отношения – ведь он делал им первые прививки. От посторонних животные прячутся – кто знает, чего от них ожидать. Вдруг снова будут колоть, как у ветеринаров.

— Все манипуляции: прививки, уход за шерстью - я провожу в крагах – сварочных перчатках. Звери дикие, запросто могут укусить. По этой же причине пока не разрешаем детям приближаться к вольеру. Дочка и сын еще маленькие, не понимают, что к чему, — продолжает Анна.
В детстве у нее в доме были лишь кошки. Теперь она «комплектует» собственный Ноев ковчег. Мечтает лет через пять-шесть купить лошадь, корову.

С лисами ей приходится держать дистанцию. Хозяйка дачи всегда помнит, что имеет дело с дикими существами, учитывает их характеры. Беляш – умный, скрытный, не агрессивный, но постоянно «достает» Алису. А та отнимает у него еду. Наглая, хитрая. Люди прощают ей капризы и шалости – Алиса немало пережила, прежде чем попала к волонтерам. Видела и жестокость, и человеческое равнодушие.

— Однако в доме я бы их не разместила. Они же постоянно что-то роют, копают, ломают, грызут. И запах ничем не перебьешь. А в вольере лисам комфортно. Кстати, кроме нас в Курской области никто таких зверей у себя не держит.

— Разве? Якобы у кого-то в Железногорске есть домашняя чернобурая лиса.

— Нет. Это черный песец, — ответила наша собеседница.
Пока мы общаемся, Беляш исподлобья за нами наблюдает: «Зачем приехали чужаки? Что им здесь нужно?». Алиса спряталась в конуре и не сводит глаз с людей: «Вы привезли что-нибудь вкусненькое?».

Анна приносит им куски мяса, и лисицы забывают о посторонних, впиваются зубами в сочную мякоть.

И рассказывает, как к ним наведываются соседские дети – посмотреть на Алису и Беляша, на шустрых белок. Так что «подопечные» Маевских – достопримечательность всего дачного поселка. И это лучше, чем зоопарк – здесь у животных есть простор и заботливые хозяева.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ