25 января все студенты страны отмечают Татьянин день. Среди них – и железногорские ребята, поступившие в курские, орловские, московские, петербургские и другие учебные заведения.
В Москве Татьянин день традиционно празднуют наиболее широко и ярко. Но сейчас в столице действуют ограничения. Первокурсница НИУ ВШЭ, выпускница гимназии №1 Маргарита Арбузова рассказала, что ее одногруппники планируют собраться в стенах факультета: попить чай и подвести итоги первого семестра. По словам студентки, ее это вполне устраивает. После того, что пережили все первокурсники страны, они заслуживают возможность просто немного расслабиться.
О мотивах выбора профессии, планах на будущее и ощущениях от жизни и учебы в столице рассказали выпускники железногорских школ.
Маргарита АРБУЗОВА, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), 1 курс
- Я учусь на факультете математики. Моя программа называется «Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и Центра педагогического мастерства». Получается, что у меня два профиля: математика и педагогика.
Да, я поступила в Высшую школу экономки, чтобы стать преподавателем. Я всегда любила математику. У меня бабушка – учитель. Глядя на нее, восхищалась ее профессией. И решила попробовать себя в этой сфере.
Но получать чисто педагогическое образование я не хотела. Чтобы преподавать математику на высоком уровне, недостаточно быть просто педагогом. Для этого нужно стать исследователем, ученым. И вот, после долгих поисков факультета, я нашла такой, который был мне по душе.
У меня часто спрашивали, зачем мне преподавание. «Есть же другие возможности!». Но я считаю, что многие профессии сейчас становятся цифровыми: работу бухгалтеров и экономистов скоро полностью будут выполнять компьютеры. А вот учителя и врачи нужны всегда.
Пусть сейчас это не самая престижная профессия. Но, думаю, все изменится. Пройдет еще лет десять, и, когда все наши уже достаточно пожилые преподаватели покинут школы, немногие из молодых специалистов захотят их сменить. Вот тогда учителей и начнут ценить гораздо больше. Ведь, занимаясь обучением детей, они создают будущее.
Сейчас я нахожусь в Москве. Вступила в студенческую организацию, которая занимается корпоративными проектами НИУ ВШЭ. В одном из них я участвовала в декабре. Это была «НОЧЬ» – фестиваль с различными образовательными площадками, лекциями и мастер-классами.
Также у меня есть практика от ВШЭ. Я преподаватель в кружке Математической Вертикали. А еще работаю в онлайн-школе «Школково», которая занимается подготовкой детей к ЕГЭ и ОГЭ. Недавно там появилось подразделение олимпиадной математики, и меня пригласили туда учебным ассистентом.
Половину первого семестра мы учились очно, а потом началось дистанционное обучение. Вообще у нас в вузе был очень удачный опыт, когда мы два раза в неделю приезжали на очные семинарские занятия, а в остальное время смотрели лекции, которые преподаватели записывали и выкладывали в YouTube. Это идеальный формат для современных студентов. Он удобен и для учителей: не надо ездить каждый день на работу. При этом есть возможность мониторить, как студенты запоминают материал.
Сейчас, когда наша жизнь стала немного спокойнее, можно сделать какие-то выводы о поступлении и о моих «первых шагах» в высшем образовании.
Для нас, выпускников 2020 года, лето стало самым сумасшедшим. Мы постоянно готовились к экзаменам, которые переносились. В это сложное время нам помогали учителя. Несмотря на то, что они были в отпуске, проводили занятия и продолжали подготовку. Поддерживали и не давали расслабляться перед экзаменами. Наши родители внимательно изучали новые правила поступления.
Учебный год начался для нас очень быстро. Мой приказ вышел 29 августа. Я узнала и в тот же вечер села на поезд, чтобы все успеть к 1 сентября.
Затем надо было оформлять документы, адаптироваться к новым условиям. Я вообще не заметила, как прошли первые два месяца. Потом началось дистанционное обучение… Только сейчас я могу оглянуться и удивиться – столько времени прошло! А ощущение такое, будто все пролетело за пять секунд.
Диана ПИЛЮГИНА, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ), 2 курс
- Я учусь на отделении теоретической и прикладной лингвистики. После вуза у меня будут очень широкие перспективы работы: от теоретической науки до компьютерной лингвистики, работы с автоматическим анализом естественного языка, синтезом речи, машинным переводом и т. д.
Мои первые ощущения от учебы, конечно, связаны с самой Москвой. Она огромная, и в ней очень много интересного, такого, что можно изучать всю жизнь. Ее нельзя воспринимать как место исключительно для работы или как мешок с деньгами, потому что тогда жить в столице будет невыносимо: ритм жизни будет давить. К ней надо привыкнуть, притереться.
Дальше – университет. МГУ – особое место. Его чувствуешь скорее сердцем, чем умом. Своя атмосфера, свое обаяние. Если сначала ощущаешь гордость от того, что туда поступил, то в первые дни сентября она сменяется... смятением? беспокойством? Это как чувство первокурсника, который заблудился в учебном корпусе и не может найти аудиторию; только поиск в более абстрактном смысле – поиск своего места. Опять же, надо привыкнуть, стать частью МГУшного мира.
Я была влюблена в МГУ еще до того, как туда поступила, и вот прошло полтора года, а любовь не утихает. Если рутина учебы начинает надоедать, достаточно пройтись по этажам главного здания МГУ, попробовать вкуснейших пирожных в местной столовой и посмотреть с высоты двадцать первого этажа на ночную Москву. Тогда жизнь покажется особенно прекрасной.
В обычное время (без коронакризиса) мы выходили из общежития рано утром и возвращались поздно вечером. День тянулся долго и оказывался чрезвычайно насыщенным. Все перемешивалось: учеба, минуты отдыха, домашние задания, общение, и прогулки в местном парке. Даже танцы! Расписание плотное. И я говорю даже не о количестве пар, а о том, что студент успевает сделать за день. Это приятно: когда ложишься спать, думаешь о том, как все сегодня было интересно.
Из-за коронавируса наша жизнь сильно изменилась. Весной было тяжело привыкнуть. Постоянно просыпалась с чувством, что чего-то не хватает. К тому же, самоизоляция была жестче. Приходилось сидеть дома, когда за окном была весна. А я очень люблю весну!
Тогда была сплошная неизвестность: то и дело мелькала надежда, что карантин вот-вот закончится, но этого не происходило. Не хватало бытового общения с товарищами и с преподавателями. Я чувствовала, что мне важно не только прийти и послушать лекции, но и просто походить по учебному корпусу и перекинуться парой слов с однокурсниками.