Перед началом учебного года школа №14 стала лицеем и получила губернаторскую премию как лучшая в регионе, а 1 сентября отметила свое пятилетие. Созвездие замечательных событий, которые стали поводом для беседы с директором лицея №14 Галиной Зверевой
Именно директору пришла мысль добиваться лицейского статуса. Поделилась с начальником управления образования Мариной Сальниковой, и та ответила, что мысль должна стать целью, ведь к этому есть все данные. Дети по точным предметам показывают хорошие результаты, высок и процент поступления выпускников в вузы на технические специальности.
— Есть зримый рост качества знаний: в начале работы школы на 4 и 5 учились 54%, а в 2025 году – уже почти 68%. Из 9-х классов мы выпускали всегда большой поток детей и практически половина из них имела отметки «4», «5». Большинство шли в 10-11 классы, то есть получали прочные знания. Не менее 40% старшеклассников – медалисты. Уровень подготовки детей по ЕГЭ по математике, физике, русскому языку, другим предметам у нас выше региональных и федеральных результатов. Есть 100-балльники, в 2024 году 100 баллов по информатике взял Борис Сухомлин. В этом году были 98, 99 баллов по физике, причем профильной, где сложность заданий гораздо выше базовой, — конкретизирует Галина Зверева.
Галина Васильевна, что дает такая перемена учебному заведению?
– Этим подведен итог пятилетней работы и поставлена даже не точка, а восклицательный знак. Что дает всем нам моральное удовлетворение, поскольку значит: идем в правильном направлении и поставленные цели, задачи выполнены.
В практической плоскости статус лицея дает 15-процентную надбавку к окладам наших учителей. Лицеистам он гарантирует достойный уровень образования. Недаром «выпускник лицея» звучит убедительно для любой приемной комиссии.
Почему выбран лицей, а не гимназия или углубленное изучение отдельных предметов? Потому что в рамках нашей школы больше всего реализуются точные дисциплины и техническое направление – математика, физика, информатика. Именно по этим предметам у нас есть высокие результаты. Математика и информатика изучаются на углубленном уровне начиная с 5-го класса. На уровне основного общего образования действуют профильные и профессиональные классы технического направления. На уровне среднего общего образования идет полностью профильное обучение. Действуют классы IT, горно-обогатительный, социально-педагогический. И реализуются разные направления: аграрный, аграрно-технологический профиль, технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический. Заключены соглашения с курскими вузами – ЮЗГУ, Госуниверситетом им. Иванова (бывшая сельхозакадемия). Очень тесно сотрудничаем с колледжами – педагогическим в Курске и ЖГМК. Заключили в этом году соглашение с МИСИС, теперь на базе нашей школы с помощью вузовских преподавателей будут углубленно изучать физику, математику и химию 10-е классы, и не только нашего лицея, но и всего города.
А гуманитарии не страдают?
– Абсолютно нет. Начиная с 5 параллели есть классы с углубленным изучением английского языка, плюс есть гуманитарный профиль на уровне среднего общего образования – углубленное изучение языков, литературы, истории, обществознания.
Как получилось, что лицей №14 стал лидером профориентационной работы не только города, но и области?
– Толчком для этого стал дефицит квалифицированных кадров. Здесь сошлась заинтересованность нас, педагогов, городской администрации и ведущих предприятий в том, чтобы местная молодежь оставалась работать в экономике Железногорска.
На базе нашего учреждения открыт единственный в регионе школьный центр профориентации городского масштаба – здесь мы новаторы.
Действуют четырехстронние соглашения по профориентации, например: администрация, ЮЗГУ, Михайловский ГОК и лицей. Очень хорошо помогает в этой работе МГОК, в прошлом году он оборудовал целый кабинет, где проходят мастер-классы, видеоуроки, встречи со школьниками, которые проводят специалисты комбината. Аналогично работает ГОТЭК, класс которого тоже есть в лицее. Наши учителя очень тесно взаимодействуют с Металлоинвестом в рамках конкурса «Вместе! Вместе с образованием», и дважды выигрывали грантовые конкурсы.
Насколько профориентация у нас получается, видно по социализации наших выпускников. За два последних года по 30% из них поступают в курские вузы, имея в виду возвращение на работу в город. Большой успех также, что наши дети, обучавшиеся в социально-педагогических классах, поступили на педспециальности.
Чем, помимо высоких учебных результатов, выделяется лицей?
– Изначально мы хотели сделать школу, куда детям хотелось бы идти – учиться, общаться, реализовать свои способности в интересном деле. Получилось.
Особое отношение заложили к здоровью детей и спорту. С первого года работы мы – лидеры по спартакиадам школьников – городским и областным, постоянные победители президентских игр. И наш спортивный клуб является лучшим не только в городе, но и в области. Сейчас одна из команд лицея находится на всероссийских соревнованиях, а ранее ездила другая.
В этом году мы выиграли всероссийский грант «Семья – за ЗОЖ», и 499 тысяч гранта используем на его реализацию. В школе без спорта нельзя, ведь ребенок сидит на уроках, на переменах – с телефоном, нужно обеспечить ему двигательную активность. Двери трех спортзалов не закрываются во время перемен, уроков физкультуры, после занятий. Есть и бассейн. Привлекаем сторонних совместителей для ведения секций по теннису, легкой атлетике, баскетболу.
Для творчества интеллектуалов создали шахматный клуб (кстати, на первом городском турнире наша шахматная команда заняла первое место), великолепный медиацентр (школьное телевидение и радио, школьная газета и т.д.), центр информационных технологий «IT-куб», собственный театр. В лицее активно действуют «Движение первых», Юнармия, отряд волонтеров. И огромное количество предметных кружков.
Завели единые творческие дни, где принимают участие дети, педагоги, администрация и родители, а также – целую неделю русских традиций.
Расскажите о своей команде, с которой достигаете таких результатов.
– У нас, не побоюсь этого слова, очень хорошая управленческая команда, где каждый готов решать задачу, не перекладывая, а заменяя, если нужно, других. Вопросы решаются совместно. Знаете, когда не приказываешь, а договариваешься с людьми, коллеги понимают и поддерживают, трудятся с отдачей. Не стану отмечать отдельно кого-то. Каждый в своей сфере работает качественно, а вместе получается достойный результат.
Конечно, поначалу было нелегко, ведь коллектив новый. Но сразу выстроили правильное взаимодействие. Я провела доверительную беседу с опытными педагогами и попросила их помогать молодым, не мешая раскрывать свой потенциал. То есть была не конкуренция, а наставничество в лучшем смысле слова, когда опытные педагоги, направляли вчерашних студентов, приглашая к себе на уроки, делясь наблюдениями, организуя совместные уроки, устраивая для них методические дни, мастер-классы и т. д. У самой молодежи тоже учимся – например, они на «ты» разговаривают с оргтехникой, которой у нас много. Знаете, ведь здесь высокий темп – нужно работать продуктивно, реагировать на запросы детей, родителей. Те, кто не выдерживал напряженной работы, уходили сами, но на их место вставали те, у кого горят глаза. И наша задача как управленцев, чтобы этот огонек в глазах молодых специалистов не затухал.
Словом, вырастили добротный коллектив. Так, когда открылась школа, в школе работало несколько учителей высшей и первой категории, а за пять лет их стало больше 60%. А на конкурсе «Учитель года» первое место по городу и второе по области заняла наша учитель начальных классов Садовничая Оксана Анатольевна.
С такой командой нет невыполнимых задач. Важно правильно преподнести проблему и найти союзников.
И мы находим помощников. Не случайно в конце прошлого учебного года ввели деловые завтраки с директором дважды в месяц. Стараемся на эти мероприятия приглашать партнеров и людей, которые могут дать хороший совет, как воплощать полезные идеи в нашу деятельность. Я очень благодарна гостям. Многое взяли из опыта Сергея Сергеевича Румянцева, Ирины Ивановны Любимовой, а недавно на таком завтраке побывал первый заместитель главы города Александр Александрович Петров. Но первый деловой завтрак в этом году состоялся с экс-директором лицея №5 Юлией Степановной Погодиной. Она тоже дала новому лицею много дельных советов, в частности, рекомендовала вступить в лицейское братство.
Что чувствуете сегодня, оглядываясь на начало пути?
– Когда стала директором новой школы, несмотря на уже немалый опыт руководства, волновалась: нужно было найти достойную нишу для нового образовательного учреждения в условиях высокой конкуренции – в городе уже были две гимназии, два лицея, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Сегодня я удовлетворена тем, чего мы добились. И благодарна людям, которые работают со мной и поддерживают во всем. Хочу пожелать нашей команде и всем коллегам города развития, здоровья и мира.







