14 ноября – Международный день логопеда

Валентина Прокудина
1 из 1 изображений
14 ноября – Международный день логопеда
© Из личного архива Дины Ковалевой

Профессия логопеда важная и необходимая, поскольку с речевыми трудностями сталкиваются как дети, так и взрослые. Первые – из-за особенностей развития только что сформировавшегося речевого аппарата. Вторые – после полученных физических или психологических травм. 

Людям, испытывающим трудности в устном или письменном выражении своих мыслей, сложно общаться с окружающими. Им могут помочь специалисты по коррекции речи или логопеды. С одним из них – Диной Ковалевой – мы встретились, чтобы расспросить об особенностях профессии, узнать, почему все больше современных детей нуждаются в занятиях с логопедом.

Сделала правильный выбор

В юности Дина Ковалева долго не могла определиться с выбором профессии. Ей было важно, чтобы работа приносила удовольствие и видимый результат. Девушка окончила 11 классов, получила несколько специальностей, но ощущение, что нашла свое дело, так и не приходило.

— Когда я вышла замуж, то устроилась работать в детский сад №10 младшим воспитателем. Однажды меня попросили отвести ребенка в кабинет к специалисту по коррекции речи. Я увидела работу волшебника – Зои Витальевны Ильиной. Это специалист с более чем 55-летним стажем работы, которую многие в нашей профессии считают эталоном. Я была настолько восхищена ее работой, обращением с детьми и нестандартным подходом к коррекции речевых нарушений, что сразу поняла — хочу быть логопедом. Зоя Витальевна стала моим наставником, передав мне свой большой опыт работы как по обучению грамоте и развитию речи, так и по работе со сложными детьми. Я могла в любое время обратиться к ней за помощью и советом, и очень благодарна ей за это, — поделилась воспоминаниями Дина Ковалева.
Будущий логопед встретила поддержку со стороны супруга и семьи. Она поступила в университет, несмотря на то, что на руках у нее был двухлетний малыш. Получив образование, Дина Николаевна продолжила работать в детском саду №10, только уже в новом статусе.

— После учебы тогдашняя заведующая детским садом Надежда Прозорова дала мне ставку логопеда. С того момента я начала свою профессиональную деятельность. Любимым делом занимаюсь уже больше 16 лет, оно дает мне возможность реализовать себя и в то же время не забывать о творчестве. Моя работа – это постоянная практика, я учу детей правильно и красиво говорить. По моим подсчетам, мне удалось исправить дефекты речи более чем 500 детишкам, — подчеркнула логопед.
Помогающая профессия

Дина Ковалева отметила, что к речевым нарушениям относятся проблемы с развитием связной речи, грамматическим оформлением высказываний, заикание, нарушения письма и чтения, а также проблемы с голосом, которые могут возникнуть после инсульта и черепно-мозговых травм. В раннем возрасте многие речевые дефекты поддаются коррекции, будь то незначительные отклонения, такие, как неправильное произношение отдельных звуков или более серьезные нарушения, вызванные неврологическими заболеваниями.

— Представьте, насколько важно помочь ребенку преодолеть речевое нарушение. По статистике, каждый пятый ребенок дошкольного возраста имеет нарушения в речи – это высокий показатель. За последние несколько лет структура речевых дефектов изменилась, она стала более сложной и многообразной. Прежде всего, необходимо понять причину нарушения, ведь это может быть симптомом какого-то диагноза, например, аутизма, нарушения слуха или умственной отсталости.

— Для каждого случая требуется своя специфика работы по коррекции речи. Если логопед не разбирается в причинах, то он может неправильно корректировать речь, что проявится в слабой динамике или ее отсутствии. Это можно сравнить с врачебной практикой: если доктор поставит больному неправильный диагноз и будет его лечить, то помочь пациенту у него не получится. Так и в нашей сфере: важно разобраться в причине, а потом уже составлять план коррекции и работать с ребенком, — поделилась своим опытом логопед.

Для этого Дина Николаевна прошла курсы по «Дифференциальной диагностике». Этот метод позволяет разграничивать речевые расстройства, которые имеют схожую симптоматику, но отличаются причинами, механизмами и тактикой коррекционного воздействия.

Факторы, мешающие освоению речи

Мешать ребенку в освоении речи может множество факторов. Дина Николаевна выделила три основных. Первая, наиболее частая проблема, – это гиперопека со стороны родителей к своему малышу. Она может привести к задержке речевого развития. За ребенка все делают взрослые: одевают, раздевают, кормят и ограждают от опасностей. Мамы не позволяют чаду много двигаться, бегать, преодолевать препятствия, исследовать. Вторая – это соска, у ребенка постоянно закрыт рот, поэтому речь поздно начинает развиваться. Из-за соски нарушается и прикус, что в дальнейшем дает неправильное произношение звуков. И третья проблема – гаджеты. Многие специалисты настоятельно рекомендуют не давать их детям до двух лет. Потом иногда можно показывать короткие мультики, а вот играть в гаджеты желательно только после семилетнего возраста. Детям для развития и становления речи необходимо живое общение.

Рекомендации для родителей

—  Речь – это навык, который ребенок должен освоить в дошкольном возрасте. Окружающая среда, конечно, способствует этому. Очень важно родителям и другим взрослым, которые находятся рядом с ребенком, наблюдать за собственной речью. Создавать благоприятные условия для развития ребенка. Родители должны не только правильно говорить, но и научиться слушать своих детей, задавать им вопросы, терпеливо ждать ответов, — советует Дина Ковалева.

Логопед также отмечает, что не надо «сюсюкаться» с ребенком и употреблять уменьшительно-ласкательные слова. Нельзя подражать ребенку, если он коверкает слова и переставляет слоги. Нужно повторить слово четко и медленно, чтобы ребенок мог услышать правильное звучание. Не требуйте от ребенка правильного звука, если он еще физиологически не готов. У каждого звука есть свои нормы. Необходимо читать детям сказки, потешки, детские стишки, песенки и колыбельные. Ребенок будет слышать интонацию и правильное произношение слов.

Разный возраст – разные задачи

Определить возраст, когда нужно обращаться к логопеду, довольно сложно. Ведь формирование речи у ребенка — это постепенный процесс, который занимает много времени.

Профилактический осмотр у логопеда рекомендуется проходить каждый год, начиная с двухлетнего возраста. Если в пять лет логопед не обнаружит никаких отклонений в речи ребенка, то можно больше не посещать специалиста. Существуют речевые нормы, в соответствии с которыми каждый взрослый может оценить состояние речи своего малыша. Если родители замечают, что у их ребенка есть отклонения или отставание в развитии речи, то следует незамедлительно обратиться к логопеду-дефектологу. Чем раньше начнется коррекция речи, тем быстрее ребенок сможет достичь речевых норм.

Следует отметить, что не только дети могут иметь проблемы с дефектным произношением. Многие взрослые также нуждаются в помощи логопеда. Это могут быть как не исправленные в детстве проблемы с речью, так и приобретенные уже во взрослом возрасте нарушения, связанные с последствиями тяжелых болезней, потерей зубов, дефектами прикуса и другими факторами.

— Я специализируюсь на коррекции речи у детей в дошкольном возрасте. Однако ко мне также обращаются и молодые люди от 16 до 20 лет с проблемами звукопроизношения. С ними работать с одной стороны проще, так как несложно объяснить, каким должен быть верный артикуляционный уклад нарушенного звука. С другой стороны сложнее – многолетняя привычка произносить искаженный звук неправильно сильно закрепилась, и теперь переучить себя удается единицам, — поясняет Дина Ковалева.
Главное – знания и любовь

В Международный день логопеда Дина Николаевна обратилась к своим коллегам и тем, кто только мечтает об этой профессии:

— Чтобы достичь успеха и результатов в нашей профессии, необходимо искренне любить ее. Я желаю молодым специалистам не бояться практиковать сразу после окончания института и обязательно найти опытного наставника, который поможет на первых порах. Коллегам я желаю больше отдыхать, ведь наш труд требует много сил и энергии. Пусть все трудности, с которыми мы сталкиваемся в работе, будут компенсированы блестящими результатами и достижениями наших учеников. Не переставайте учиться и узнавать новое — это всегда вдохновляет, развивает, знакомит с новыми людьми и не дает стоять на месте.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Полехина

Корреспондент.

Ведёт рубрики:
Социальная, История, Культура, Идеи для дома.

Связаться через:

Валентина Прокудина

Корреспондент. 

Ведёт рубрики: Общество, Культура, Актуально, Спорт, Потребитель.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Происшествия, Социальная, Здоровье, Образование.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ