Жизненные трилогии Фёдора Проценко

светлана староста
1 из 9 изображений
Федор Проценко – член Союза художников России, Союза работников культуры, Международной Ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО. Участвует в международных, всероссийских, межрегиональных выставках (более ста). Его работы находятся в России и за ру
© фото: светлана староста
2 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста
3 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста
4 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста
5 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста
6 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста
7 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста
8 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста
9 из 9 изображений
Жизненные трилогии Фёдора Проценко
© фото: светлана староста

Преподавателю Железногорского художественного колледжа Федору Проценко присвоено звание «Почетный работник культуры и искусства Курской области». Вручая художнику медаль, глава региона Роман Старовойт поблагодарил его за высокий профессионализм, многолетний добросовестный труд в системе образования Курской области.

Личность Федора Проценко действительно уникальна. Его талант, усердие, интеллигентность и тактичность помогают успешно выполнять множество задач. Более 40 лет он обучает студентов рисунку, живописи, дизайну, имеет звание почетного работника среднего профессионального образования Российской Федерации. О своих студентах всегда отзывается с большой теплотой, называя их любознательными, способными, жизнелюбивыми. Федор Иванович абсолютно убежден, что реальную пользу ученикам может принести только тот педагог, который сам находится в постоянном творческом поиске.

В последнее время Федор Проценко обратился в своем творчестве к теме войны, памяти, подвига. Героями его картин часто становятся самоотверженные воины, чьи подвиги малоизвестны, но значимы. Вот, например, старший лейтенант, командир 3-й танковой роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии Зиновий Колобанов. Его экипаж в битве за Ленинград в одном бою, который длился не более получаса, поразил 22 немецких танка. Это просто невероятно. Но командование решило, что присваивать ему звание Героя Советского Союза не следует. Федор Проценко изобразил легендарного командира во время боя. Колобанов знает, что от него и его товарищей зависит исход боя, и лучше погибнуть, чем отойти назад.

Триптих (цикл из трех работ) Федор Проценко посвятил мемориальному комплексу «Поклонная высота 269» у села Молотычи Фатежского района, где в июле 1943 года шли кровопролитные бои. В год 80-летия Курской битвы особенно остро воспринимается эта тема. На первой картине изображен памятный колокол, дорога, уходящая за горизонт, и журавли, пролетающие над землей. Вторая содержит сам памятник «Ангел Мира», коричнево-синий храм и поклонный крест. Особенно примечательно небо, нависающее куполом, – словно оно оберегает и защищает ныне живущих, а свет исходит от земли и лучами поднимается вверх. Третья картина посвящена сыновней памяти. На ней мы видим танк, на котором воевал отец художника. Если картины расположить рядом, образ неба усиливается, и три купола соединяются в один.

В тему памяти удивительным образом вплетаются цветы. Им также художник посвятил триптих. Вот букет прекрасных роз на скамейке в зале ожидания в аэропорту. Кто-то выбирал их с любовью и не смог подарить. На второй картине четыре каллы лежат на памятной мраморной плите. Их бережно положили сюда в знак признания подвига. На третьем полотне – простые полевые цветы брошены на асфальт. Нежные ромашки и люпины будут затоптаны каб­луками, а проезжающий мимо велосипед отбросит далеко, где они завянут и сровняются с землей.

Интересна в плане художественного исполнения картина «Прохоровское поле». Мы смотрим на происходящее из окна автобуса. Вдали виднеется часовня скульптора Клыкова. Весна. Бушует зелень на деревьях, растет трава, жизнь продолжается, только памятники напоминают о былых боях.

Еще один триптих «Тайны Тихого Дона» Федор Проценко посвятил своей малой родине. Он родился и вырос в Ростовской области на берегу великой русской реки. Каждая из трех картин разделена условно на две части. В верхней, на поверхности воды, можно наблюдать сегодняшнюю жизнь ростовчан, а в нижней – героическое прошлое края. На дне реки покоятся части погибших кораблей, тачанок. Вторая картина называется «Там, где Непрядва сливается с Доном». Она посвящена героическим местам, именно здесь проходила Куликовская битва, освободившая Русь от монгольского ига.

Работы, посвященные военным событиям, Федор Проценко выполняет в технике графики на левкасе (специальный грунт). Так создавали древние иконы. Процесс трудоемкий, но придает картинам некую документальность и основательность.

В своем творчестве Федор Иванович уделяет внимание и живописи. Несколько масштабных полотен он посвятил Александру Пушкину. На одной из них любимый поэт изображен с женой Натальей в семейной обстановке. Символично, что поэт сидит на полу с пером в руке, у ног любимой женщины. Вокруг разложены его книги и рукописи. Словно всю свою жизнь и творчество посвящает ей. На другой - поэт изображен с любимым конем в деревне, среди дорогой его сердцу осенней природы. Вдали – господский дом, деревья в оранжевой листве, парковые дорожки. Взгляд его задумчив и грустен. Третья картина объясняет печаль поэта. На ней он - в момент дуэли с Дантесом. Друзья поддерживают его, раненого, ослабленного. В руках Пушкин держит пистолет, но выстрел уже не может ничего изменить.

Прежде чем взяться за работу над образом Пушкина, Федор Проценко изучил огромное количество материала. Узнал, что поэт был совсем не жгучим брюнетом, каким его изображают многие художники, а с русыми волосами и голубыми глазами. Пушкин – настоящий национальный герой, выполнивший реформу языка, прославивший страну и народ в своих великих произведениях.

Федор Проценко отмечает, что главное для него – сохранить память, достоверно передать события истории, жизнь целых поколений людей, их труд, традиции, мечты. Нельзя поверхностно относиться к прошлому.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ