Если на сцене – мыши, но это не «Щелкунчик», то, значит, перед нами самая узнаваемая история всех народов. Извечный сюжет о бедной девушке Золушке, завоевавшей сердце принца. Волшебную музыку для этого балета написал великий композитор Сергей Прокофьев.
20 октября чудесный подарок и большим, и маленьким железногорцам сделал благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Благодаря ему в рамках программы «Развитие регионов» Театра классического балета Касаткиной и Василëва выступил во Дворце горняков.
— Основное, что мне хотелось передать в музыке, — поэтическая любовь Золушки и Принца, зарождение и расцвет их чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты, — говорил композитор.Главная задача Театра классического балета Касаткиной и Василëва – сделать постановку, не увлекаясь танцем. Все здесь подчинено именно сюжету. А танец, пластика и мимика артистов призваны максимально раскрыть характеры героев.
— Красивые вращения, игра рук – Нам есть, что показать, и, чем вдохновить зрителя, — подчеркнул исполнитель роли принца Гаджимурат Дааев.Эту партию он танцует уже восемь лет. Стал принцем практически сразу, как пришел в театр. Роль, по его словам, не самая любимая, но от амплуа лирического героя никуда не денешься. Эту «ношу» принца с ним разделил партнер по цеху Виктор Кузнецов. Именно он танцевал в нашем городе. Партию Золушки также исполняют две балерины: Марина Волкова и Галина Гармаш. Сделано это для того, чтобы во время плотного гастрольного графика артисты могли отдохнуть. Партии главных героев отличаются сложностью, а иногда, как это было в Старом Осколе, балет пришлось танцевать дважды в день – утром и вечером.
Все полтора часа, которые длился балет, сцена была наполнена волшебством. Не обошлось и без сюрпризов. Так, на сцене, помимо главного героя, появились целых три принца: Испанский, Китайский и Чукотский. Всех их встречал принц на своем пути, разыскивая прекрасную таинственную незнакомку, потерявшую на балу туфельку. А также увидел китайскую принцессу, владеющую искусством кунг-фу. Изумленные зрители лицезрели дракона и фей времен года. Еще одним отличием от канонического сюжета стало то, что фея-крестная помогла своей бедной крестнице не просто так. Для начала она испытала девушку. Отец подарил девушке пару сабо, когда-то принадлежавших ее матери, но она успела лишь полюбоваться башмачками, потому что вскоре заметила неизвестно откуда взявшуюся нищенку в черных лохмотьях. Женщина грела у камина босые ноги, поэтому сердобольная Золушка без капли сожаления отдала ей дорогой сердцу подарок отца. И вот, когда злая мачеха и сестры Злюка и Кривляка укатили на бал, каморка главной героини вдруг озарилась волшебным сиянием. И перед Золушкой возникла та самая нищенка. Она сбросила свой потертый плащ, и стало понятно, что это фея. По взмаху волшебной палочки мышки обернулись белыми конями, тыква стала золотой каретой, и Золушка в дивном платье и чудесных хрустальных туфельках отправилась в королевский дворец.
Отдельного внимания заслуживает персонаж Мачехи. Ведь именно сцены с ее участием заставляют зал смеяться. Софья Орлова при создании образа вдохновлялась несравненной Фаиной Раневской, полюбившейся не одному поколению детей как раз в роли мачехи Золушки.
— Конечно, дотянуться до таланта артистки такой величины сложно, но я делаю все, что в моих силах, — рассказывает балерина.Софья работает в Государственном академическом театре классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва три года, и все это время танцует эту партию.
— Хочется показать на сце не, что мачеха не такая уж и злая, она просто заботится о своих детях. Она достаточно красивая, харизматичная. Все-таки это ее второй брак. Значит, чем-то она цепляет мужчин, —делится своим видением артистка.
Если посмотреть на ее роли в театре, то можно увидеть, что все они не главные, но характерные: поломойка в «Ромео и Джульетте», амурчик в «Дон Кихоте», чертовка в «Сотворении мира». Видно, что какой-то задор разглядели в ней балетмейстеры.
— Наталья Дмитриевна была очень ярким человеком, которая видела в артисте индивидуальность и помогала развить ее, — говорит об ушедшей в этом году руководительнице театра, народной артистке РСФСР Наталье Касаткиной Софья Орлова.В роли мачехи много пантомимы, движений корпусом, необычной балетной хореографии. Может быть, за это дети и любят этот персонаж, несмотря на то, что он отрицательный. Вот после окончания балета маленькая зрительница Саша мило беседует с мачехой, рассказывая, что именно ей понравилось. Угадать несложно: это, конечно же, счастливый конец и прекрасные костюмы.