В Железногорском культурно-досуговом центре поселка Студенок представлено уникальное собрание расшитых полотенец жительницы Новоандросово Людмилы Токоловой.
Ее коллекция насчитывает более 100 экспонатов, которые она собирала не один десяток лет. В ней встречаются все темы и техники старинной крестовой вышивки. Хранит она их дома в большом сундуке. И вот часть представила для выставочного зала. А всего в личном импровизированном музее старины, как она его называет, у нее 585 предметов быта. К полотенцам на Руси было особое отношение. Они передавались из поколения в поколение. Это не просто предметы обихода, а настоящие обрядовые вещи, наделенные разной символикой. Одним из самых частых узоров являются птицы. Но и тут есть свои нюансы. Например, повернувшиеся головами друг к другу две птицы означают взаимную, разделенную любовь.
— Вообще, рушники сопровождали человека от рождения до смерти. Помимо эстетической ценности они интересны своей знаковой символикой, которая отображает мышление наших предков, их представления о мироздании. Они были мудры и органичны с окружающим миром. Выставленные образцы разнообразны и обладают сакральным смыслом. Розы, букеты цветов изображались на свадебных рушниках. Роза или лилия символизировали девушку на выданье, готовую к продолжению рода. Непрерывная гирлянда из цветов - прообраз родовой ветви. Большое количество цветов - символ райского сада. Рушники дарили, как приданное молодой семье, а семья в идеальном её представлении - гармоничное сочетание противоположных начал, которое способно быть олицетворением чего-то прекрасного и вечного через детей. Однако, разноцветные букеты и цветы начали активно использовать, когда появились схемы в печатной продукции. Вышит традиционный рушник всегда крестом. Крест – оберег, защита. Орнаменты имеют некоторую геометричность. Ничего напрасного нет, даже линии что-то значат: волнистые - символ воды, прямые - земли, на которой растут травы, расположены животные или птицы. На одном из представленных рушников мы видим петуха. Красный петух символ мужского здоровья, богатства и счастья. Если говорить о цветовом значении, то черный цвет всегда был символом земли, а красный - солнца и богатства. Белый фон полотна - символ добра и чистоты, — рассказывает ценительница русской традиционной культуры Людмила Олина.Сегодня эти изделия являются для нас произведением искусства, тогда как раньше они составляли часть обихода каждой крестьянской семьи.
— Молодежь уже и не знает, как раньше заведено было в деревенских домах. На стены вешали иконы, фотографии родных и обязательно накрывали сверху рушниками. И чем было больше таких полотенчиков, тем лучше. Это был своеобразный сигнал для соседей о том, что здесь живут трудолюбивые люди, да еще и с достатком. И если в доме есть девка на выданье, знали, что приданое ей соберут хорошее, — вспоминает Людмила Токолова.По традиции, невеста в процессе подготовки приданого вышивала на одном конце свадебного рушника свое родословное дерево, оставляя другой конец пустым. После сговора, или, как сказали бы сейчас - помолвки, заполнялся и второй край полотенца. На нем красовалось родословное древо жениха.
Свои сокровища, а по-другому эти экспонаты и не назовешь, Людмила Токолова использует и в концертных костюмах. Жители области, да и не только знают ее, как солистку и руководителя творческого коллектива «Жизнь продолжается».
— Мы стараемся выступать в аутентичных костюмах, рушники часто помогают создать нужный образ. Но есть у нас и настоящие реликвии - рубахи, которым более 300 лет. Я искала их по разным деревням. У некоторых старушек они сохранились. Такое хорошее качество материала, из которого они сшиты, что не в пример современным тканям. Как-то нас буквально умоляли продать их. Предлагали приличную сумму, но мы ни в какую! — с гордостью рассказывает артистка.Хранительница старины, она в буквальном смысле дает вещам вторую жизнь. сетует, что молодежь не ценит эти символы ушедшей эпохи. И очень радуется если их хотя бы не выкидывают, а дарят в ее импровизированный музей. А ведь при всём нашем сегодняшнем благополучии мы не можем позволить себе пользоваться хоть чем-то похожим. Слишком дороги теперь натуральные ткани и ручная кропотливая работа. Но все же чаще всего она находит свои экспонаты на свалке, собственноручно реставрирует. И получается, что их жизнь и вправду продолжается.
А пока железногорцы знакомятся с выставкой, которая продлится до следующего месяца, Людмила Токолова уже готовит новую. И снова это будут рушники. Но теперь на них будут только натюрморты. Их в частном собрании нашей героини - 47. И хотя это уже более современный подход к рушнику, не несущий большой смысловой нагрузки, они имеют большую художественную ценность. Так что выставка обещает быть не менее интересной.