Кино о простом человеке показали 27 октября в Железногорске в рамках фестиваля российского кино «Визионер». Масштабное мероприятие стало возможным, благодаря культурной платформе «АРТ-ОКНО» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Пять фильмов отечественного производства: «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова, «Лгунья» Юлии Трофимовой, «Год рождения» Михаила Местецкого, «Невада» Анны Тюриной и Матиаса Муса, «Надо снимать фильмы о любви» Романа Михайлова – все они разные по настроению, посылу и цветокоррекции, но их объединяет одно – трагедия маленького человека.
— Мы хотели показать не сложное авангардное кино, которое тяжело воспринимать даже искушенному зрителю, а новое, но приближенное формой к классическому. Такое человеческое кино. Фильмы рассказывают о таких же людях, как мы с вами, живущих в провинции и пытающихся мечтать, любить, чувствовать и просто жить. Я думаю, это кино найдет отклик в сердце каждого посмотревшего, — рассказал руководитель проекта «Культурная афиша» фонда «Искусство, наука и спорт» Ирина Муштатова.Открыл кинофестиваль фильм Виктора Тихомирова «Евгений Телегин». Это экранизация его же книги. Поэма в прозе «Евгений Телегин и другие» вышла в 2017 году в двух петербургских издательствах.
Автор перенес пушкинский сюжет «Евгения Онегина» в знакомую и понятную себе эпоху. Это Петербург восьмидесятых. Здесь и разворачиваются основные перипетии судеб героев, щедро сдабриваемые культурой битников, музыкой Цоя и Гребенщикова.
— Мне понравился режиссерский подход к фильму. Понравилось то, что он известную пушкинскую историю экранизировал сквозь призму своего видения. Передал свой жизненный опыт. Увлечение заграничной рок-музыкой, культура хиппи. Я сам увлекался этой музыкой и увлекаюсь, в каком-то моменте даже чуть не прослезился, так все наложилось друг на друга, — поделился впечатлениями зритель Ян Ямин.Салоны девятнадцатого века из оригинального «Онегина» здесь превращаются в квартирники, на которых и появляется Виктор Цой. Кстати, как утверждает автор, все диалоги в фильме реальные. Несмотря на разницу в возрасте, они дружили. У Виктора Тихомирова даже сохранился собственный портрет автора легенды русского рока.
Экранизировать собственное произведение, по словам режиссера, было легко. К тому же оператором картины выступил сын Виктора Тихомирова – Иван Ирвачев. Он помог сделать фильм очень привлекательным с эстетической точки зрения, что так же отметили и зрители.
Железногорская художница Анна Сибилева настолько вдохновилась, что уверена – эмоции обязательно выльются на холст.
— Особенно меня восхитило, как сняты картины. Я отметила для себя, как все связано композиционно: ритм, оттенки, цвета. Тут надо сразу брать холст с красками и писать, что я обязательно и сделаю, — отметила девушка.Критериев качественного кино у Виктора Тихомирова три. Во-первых, фильм должен быть не только душевным, но и духовным.
— Душевности на современном телевидении хватает, все сериалы можно отнести к таковым, а вот духовности мало, — поясняет режиссер.Во-вторых, кино должно заставлять думать, чтобы посмотреть его и понять, нужно напрячь мозги. Ну и в-третьих, если фильм хочется пересматривать, то он точно удался.
Зрители смогли лично пообщаться с режиссером: задать вопросы и поделиться собственными впечатлениями о фильме.
Пока одни посетители фестиваля говорили о высоком, другие оттачивали актерское мастерство. А помогал им в этом актер театра «Сатирикон» Алексей Коряков. Он заставил железногорцев «прыгать в пропасть» и учил взаимодействовать друг с другом.
— Какая эмоция лучше всего развивает воображение? Конечно же, страх. Чтобы лучше научиться вживаться в образ, можно начать тренироваться с пугающих ситуаций. Ведь заставить зрителя поверить в происходящее на сцене можно только при условии, что актер сам безоговорочно верит в предлагаемые обстоятельства, — делится он профессиональными секретами.Сразу после мастер-класса фестиваль продолжился показом легкого, яркого, молодежного фильма Юлии Трофимовой «Лгунья». Он отображает актуальную сегодня тему харассмента. Главная героиня – семнадцатилетняя девушка Ева – обвиняет музыканта в домогательстве, после чего закручивается бешеная череда событий. Она становится центром внимания маленького городка, и ей это очень нравится. Но где-то в душе ее гложет червь сомнения, который становится все больше, и всю эту историю можно было бы очень легко закончить, если бы родители по-настоящему были близки с дочерью. На протяжении всего фильма они, как мантру, повторяют, что нужно не потерять связь с ребенком. А была ли она? Ева всем своим поведением буквально кричит о том, что она солгала, что ей нужна помощь. В одном из эпизодов даже пишет на стекле в машине отца слово «вранье», но он ничего не замечает. Ее спасительным якорем становится такой же запутавшийся подросток, как и она сама. Вместе они найдут в себе силы, чтобы справиться с внешними обстоятельствами.
Фестиваль продлился до глубокой ночи. Хотя церемонию закрытия провели раньше. Перед зрителями выступил камерный оркестр HighTime Orchestra. Музыканты сыграли саундтреки к самым известным фильмам, таким, как «Король лев», «Гладиатор», «Запах женщины», «Крестный отец», «Игра престолов», «Начало». Однако самыми любимыми, судя по реакции зала, для наших зрителей все же являются мелодии советской классики. Как только зазвучали первые ноты «Джентльменов удачи», зал взорвался аплодисментами, которые не стихали до самого конца.
— У нас в обойме много произведений, и мы взяли самые лучшие. Хотелось приятно удивить зрителей. Конечно, зарубежное кино – это здорово, красиво и музыка прекрасная, но без советской классики мы не могли обойтись. На этих фильмах росли целые поколения, — говорит художественный руководитель оркестра Алексей Донской.
Коллектив под его началом играет уже пять лет, а пятнадцать лет назад он посещал наш город в качестве конкурсанта. Тогда Алексей занял третье место в номинации «Скрипка» на конкурсе «Золотые таланты содружества». Вернуться в город, который видел твои первые шаги в карьере, уже состоявшимся профессионалом всегда приятно, поэтому в день кинофестиваля и Алексей, и его оркестр играли с особым чувством и отдачей.