9 и 10 марта в Железногорске состоялись гастроли Борисоглебского драматического театра. Познакомиться с творчеством талантливого коллектива железногорцы смогли благодаря его победе в конкурсе гастрольных грантов «Культурная афиша», организованного Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» при поддержке компании «Металлоинвест».
В первый день гастролей актеры показали спектакль по повести Александра Грина «Алые паруса». Постановка оказалась нестандартной. Зрители ожидали увидеть привычную романтическую историю, как великодушный Грей исполнил мечту кроткой и нежной Ассоль и приплыл за ней на корабле с алыми парусами. Но с первых минут погрузились в атмосферу страха и тревоги. Не случайно и жанр произведения иной: не феерия, как у Грина, а повесть временных бед.
Жители небольшого портового городка живут в постоянном страхе – морское чудовище обитает неподалеку, нападает на суда, убивает моряков. Из-за этого люди стали злыми, грубыми, мстительными. Они просто ненавидят друг друга. Особенно достается Лонгрену и его дочери Ассоль. Их семья не похожа на другие. В ней есть любовь, сострадание и вера. Это особенно раздражает людей. Жена Лонгрена Мери умерла, пока он ходил в море. Произошла трагедия, беда. В какой-то момент женщине совершенно нечем было кормить маленькую Ассоль, она пошла просить помощи у трактирщика, который предложил ей деньги взамен на любовь. Мери отказалась. Душевное ее страдание показано реально: женщина катается по полу в страшных муках. Молодая мать отправляется в город, чтобы заложить свое обручальное кольцо, попадает под холодный дождь, заболевает и умирает. Лонгрен считает трактирщика виновным в случившемся и в удобный момент расправляется с ним. Режиссер постановки Максим Меламедов нестандартно подошел к трактовке известного произведения, выдвинув на первый план семейные отношения: мужа и жены, отца и дочери. В одном из интервью он говорит, что всегда ищет тему, которая его волнует больше всего. Форма в его работах всегда «догоняет содержание», то есть суть и глубина важнее. Хотя подача мыслей очень необычна, она удивляет и волнует. Большое внимание уделяется деталям. В течение всего действа на сцене находятся три пианино. Одно символизирует жилище Лонгрена и его семьи. Неожиданно для зрителей замкнутый и неотесанный Лонгрен садится за инструмент и играет. Так, очевидно, выражается его тонкая душа. На крышке пианино Ассоль спит. Музыка полностью живет в ней, помогая преодолевать все невзгоды и печали. Девочке бывает очень одиноко и страшно. Но рядом незримо присутствует мать. Героиня не покидает сцену до самого финала, помогая и спасая своих родных. Лишь когда Грей приезжает за Ассоль и забирает ее, Мери с котомкой за плечами, уходит, унося все беды семьи с собой. Еще одно пианино, изображает барную стойку. У одуревших от пьянства посетителей таверны тоже есть своя музыка. Она заиграет в их душах потом - это Грей своим желанием творить добро, разбудит ее, вернет людям веру и душевную красоту. А вот трактирщик умрет без покаяния, не изменившись. Это жестокий персонаж, приземленный и хитрый. В момент разговора с Мери он стоит с вареной кукурузой в руках. Это растение - символ портовых городов, мелкий бизнес, которым занимаются многие местные жители.
На сцене помимо пианино периодически возникают и другие музыкальные инструменты: скрипка, мелодика, маракасы, барабан. Соединяясь в оркестр, они передают переживания и страх людей перед неизведанным. Грей, надев кольцо на палец спящей Ассоль и узнав ее мечту, отправляется, прежде всего, на битву с чудовищем, чтобы освободить городок от страха и ненависти. Он не просто романтический персонаж, способный на поступок ради любимой, он воин, спасающий человечество. Грей, несмотря на молодой возраст, уже бывалый капитан. Бесстрашно вступает он в борьбу со стихией. Вся команда его гибнет, в живых остаются Грей и его друг Летико. В окровавленной рубашке, с такими же парусами предстает наш герой перед юной Ассоль. Зрители были поражены неожиданным решением режиссера. Не под шелковыми, а под кровавыми полотнищами отправляется наша героиня со своим возлюбленным и Летико. Так, видно, надежнее: человек, способный победить чудовище, будет верным защитником на всю жизнь. Грей открывает людям правду: все чудовища, которых они так боятся, находятся не в пучине морской, а внутри их самих.
Спектакль «Алые паруса» очень понравился железногорцам. Актеры талантливо и ярко передали смысл задуманного режиссером, глубоко раскрыли образы своих персонажей, заставили по-иному посмотреть на известное произведение, задуматься о многом. Например, о том, что каждый из нас может сотворить чудо для близкого человека, стоит только захотеть.
Постановку «Бабаня» жители горняцкого города также восприняли всей душой. Громко аплодировали, а после просмотра зашли за кулисы, чтобы лично познакомиться с замечательными артистами. Они выразили им свое восхищение и попросили непременно приехать в Железногорск еще.