«Пошел в магазин за диалогами»

анна бессарабова
1 из 3 изображений
«Пошел в магазин за диалогами»
© фото анна бессарабова и из личного архива евгения холмуратова
2 из 3 изображений
«Пошел в магазин за диалогами»
© фото анна бессарабова и из личного архива евгения холмуратова
3 из 3 изображений
«Пошел в магазин за диалогами»
© фото анна бессарабова и из личного архива евгения холмуратова

Вы не поверите, но в железногорском магазине среди пылесосов и стиральных машин, людей в униформе и покупателей можно встретить… конструктора миров. 

Несколько лет назад режиссер-романтик Джим Джармуш снял красивый и добрый фильм «Патерсон». Он о том, что в банальности и обыденности тоже есть поэзия. Главный герой живет в маленьком городе, работает водителем автобуса и сочиняет стихи, которые в начале картины кажутся наивными, а в финале высокими.

Железногорск не похож на Патерсон, и 26-летний Евгений Холмуратов, о котором пойдет речь в этой публикации, не шофер. Он продавец техники, но, как и персонаж Джармуша, создает свой мир - Вселенную Нэннию. Евгений – автор девяти изданных книг фэнтези: романа «Вечная охота» и серии разноплановых рассказов.

Как человек, читающий Борхеса, Маркеса, Кафку, Кортасара и придумывающий оригинальные сюжеты, оказался в торговом центре? 

По мнению Евгения Холмуратова, в прологе его собственной истории нет ничего исключительного: родился в Дмитриевском районе, мама – полячка, папа – узбек, «все так сконнектилось (пересеклось, соединилось), что я появился в Курской области».

Когда Жене исполнилось три года, его семья переехала в Железногорск. Детство прошло здесь, но с летними путешествиями к бабушке на Украину. Учился в гимназии №1 и до сих пор с благодарностью вспоминает педагогов.

— Они многое мне дали, даже несмотря на то, что уже к пятому классу я приловчился прогуливать уроки. Ради компьютерных игр, конечно. Только и от них была польза: из-за фабул и героев увлекся литературой. От несложных фэнтези и сказок двигался к истории Древних Греции, Египта и Рима. Заинтересовался античностью: культурологией, религиями, социумом. И сейчас изучаю различные периоды и страны. Недавно, например, детально разбирался в японской мифологии, — рассказывает Евгений Холмуратов.
Писать он впервые попробовал в 4-ом классе. Прочел книгу итало-американца Роберта Сальваторе и решил повторить: взял бумагу, ручку и своими словами «перепел» роман известного фантаста.

— То была целая глава. Темный эльф бегал по далеким землям и убивал злых орков. Не Шекспир, разумеется, но я был собой горд… Потом сочинял стихи - презентовал их в литературной гостиной нашей гимназии, однако вскоре понял, что поэт из меня получается такой же, как и танцор, и перешел к прозе, — вспоминает молодой человек, полагающий, что поэзия – это о чувствах, а проза – о логике, что ему ближе.
Холмуратов – экономист по образованию. Говорит, поступил в вуз для галочки, но позже убедился, что бизнес-планы и учет не для него. В 2016 году Евгений стал продавцом. И, выбирая вакансию, ориентировался не на легкий и неплохой заработок – «у меня были проблемы с диалогами персонажей, нужно было послушать, как общаются люди из разной среды, «подцепить» их манеры, а магазин – отличное место для наблюдений».

«Завтра позвонит Кинг и предложит соавторство»

Узнав о необычном хобби нового коллеги, сотрудники тут же придумали для него кличку.

— Поначалу почему-то звали меня Ахматовой, затем Писателем, сейчас просто читают. Без вау-эффекта, но поддерживают. Некоторые участвовали в краундфандинге – сборе средств на издание большой книги, — продолжает Евгений.
Его творчество не однолинейно: героическое фэнтези, магический реализм – «на определенном этапе я свернул на путь Хорхе Борхеса и Нила Геймана». Иногда для терапии, рефлексии по волнующим темам пишет драмы, эссе и выкладывает их в паблике в соцсетях.

— Как возникают сюжеты и образы? Голова – «свалка» информации, все, что в нее упало за 26 лет, перерабатывается и выстреливает картинками. Словно внутри тебя сидит гном, постоянно что-то там собирает и время от времени предлагает: «На!». Берешь и докручиваешь. И не важно, когда и где. Бывает, приходишь к начальнику с рабочим вопросом, а в голове – свой процесс, появилась идея для рассказа. Человек спрашивает: «Что у тебя?». А я забыл, у меня рассказ, — смеется Евгений.
Пока своей лучшей книгой он считает роман «Вечная охота». Объясняет, что связал в ней две истории. О чуме: человек специально заражает людей, чтобы с их помощью найти лекарство от страшной болезни, но ему противостоит полубог, не одобряющий такую «вакцинацию». И о столкновении религий – древних и относительно новых.

Издаваться молодому писателю помогает дружная команда из Санкт-Петербурга и Орла: бета-ридер (профессионал, вычитывающий тексты до редактуры), корректор, верстальщики, дизайнеры.

— Корректор, помимо прочего, постоянно рекомендует превосходную литературу. Она – филолог, книгочей, познакомивший меня с классикой. А я открываю для нее современное фэнтези. Хочу ли сам популярности? Да, приятно будет завтра проснуться и услышать звонок от Стивена Кинга: «Привет, давай напишем дуэт». Придется весьма кстати, — шутит Холмуратов.

Творчество за закрытой дверью

Рассуждая о творческих «ритуалах», Евгений замечает, что прежде чем сесть за компьютер, плотно закрывает в комнате дверь. Всегда.

— Если кто-то войдет – могу и чеполакнуть. Потому как нечего отвлекать. Надеваю наушники – музыка необходима для атмосферы, ассоциаций. Пишу трагичное – включаю Nights in White Satin The Moody Blues, веселое – ABC Jackson 5. Писал про Китай – слушал одну и ту же азиатскую певицу, пока не надоела. Над рассказом «Дорога к полю тысячелистников» работал день. Могу просидеть за компом и больше, забывая о еде, — признается автор фэнтези.
У него есть любимые герои, переходящие из одних рукописей в другие. По словам Евгения, придуманная им Вселенная не прямая линия, а «дерево со множеством веток-историй».

— Обычно опираюсь на мифологию, но в новом романе персонажи будут поживее – реальнее. Взял за отправную точку мысль: как повлияет на героя, классического рыцаря, раннее домашнее насилие: мама-алкоголичка и отец-абьюзер. Тем более, для консультаций есть друзья-психологи. Я нередко обращаюсь за советом к экспертам. Когда, к примеру, писал о путешествиях во времени, согласовывал концепцию Вселенной с физиком. Чтобы понять, научна ли она, — делится планами и секретами Евгений Холмуратов.
Разговор переходит на «обожаемые книжки» и выясняется, что автору фэнтези нравятся детективы – «хотя хороших мало: такого потрясения, как в детстве от Конана Дойля с его «Собакой Баскервилей», больше не было». И альтернативная история: образец – роман «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Сюзанны Кларк.

— Учителя часто повторяют: история не признает сослагательных наклонений. А Кларк доказала: нет правил, добавь в давно известные события «если бы» и будет так и так. Читаешь и веришь, — по-мальчишески замечает Евгений, и у беседы появляется следующая глава.

Коллекционер комиксов

За какие-то пару минут умный, интеллигентный и даже солидный человек превращается в подростка.

— Я коллекционирую комиксы. В шесть лет взрослые купили для меня в ларьке рядом с домом «Человека-паука» и «Людей Икс», и понеслось. Наверное, поэтому люблю Marvel сильнее, чем DC Comics с их Бэтменами и Флэшами. Только я отличался от сверстников – раскладывал на столе шесть комиксов, вырезал из них картинки и складывал собственные истории. Мама не понимала: зачем? А я творил, — поясняет Евгений.
Его детское увлечение вернулось, когда на российском рынке появились новые издательства. Приобретая комиксы на языке оригинала, Холмуратов подтянул свой английский и собрал две коллекции: Moon Knight (Лунный Рыцарь) - это порядка 150 выпусков из существующих 200, и ящик с названием «Все, что нравится», где есть Песочный человек Нила Геймана и Blacksad на русском.

— Какие из комиксов самые ценные? Если по деньгам – Moon Knight №57, купленный за 250 рублей и стоящий нынче около 15 тысяч. А для сердца – комикс, сделанный моей питерской знакомой, художницей Леной. Она рисует чудесные вещи, выпустила книгу на digital-платформе – сырую, на планочках, без обложки, а я с ее разрешения сверстал самопальный экземпляр, оформил, как положено. Он такой один, — подчеркивает Евгений.
Следующая его страсть – сериалы. В долгих киноисториях есть персонажи, к которым зритель привязывается, воспринимает их как старых друзей, и «когда в 10-й серии герой умирает – ты плачешь, а в фильме тебе его не жаль».

Железногорец с удовольствием участвует в российских фестивалях (конвентах) любителей фантастики. Это как Диснейленд, но для гиков – людей, хорошо ориентирующихся в современной поп-культуре: сериалах, комиксах, играх. Огромная территория с выставками, презентациями, косплеями – костюмированными шоу. Гостем Санкт-Петербургского конвента однажды был актер Ману Беннет, снимавшийся в «Стреле» и «Спартаке».

В Питере было время походить, поснимать, поиграть. А московские фестивали суетливы, некогда оглядеться, внимательно все изучить, сравнивает площадки Евгений.

Ну и еще капелька мальчишеского в его портрете… Дома он хранит три «паркера» - ручки, которыми пользуются многие известные писатели.

— Мой коллега, помню, сказал: «Ты такой пафосный. Но это так классно». Да, порой выпендриваюсь… Недолго, — добавляет Евгений.
И цитирует фразу, которую часто слышит от мамы: «Сын, двигайся вперед. Ты все сможешь. Главное – не зазнавайся».

Между прочим, мечтает молодой писатель не о славе, богатстве и томах в библиотеках мира, а жить в маленьком доме в краснодарском Армавире, где «тихо и красиво, откуда за 15 минут можно добраться до моря, гор, кинотеатра». И все-таки в прозе тоже есть поэзия.


ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ