Символ русского солдата

Николай Ремизов - председатель совета ветеранов войны и труда первого микрорайона при гимназии №1
1 из 1 изображений
Символ русского солдата
© фото: из архива Алексея Догадина

12 июня 1999 года батальон российских миротворцев под командованием полковника ВДВ Сергея Павлова (общее руководство маршем осуществлял полковник Николай Игнатов), совершив шестисоткилометровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом «Слатина» в косовской Приштине, чем поверг в шок представителей блока НАТО. Они подошли к аэродрому несколькими часами позже, когда там уже окопались наши десантники.

После начала военных действий между Югославской армией и Армией Освобождения Косова в середине 90-х годов Запад обвинил сербские власти в этнических чистках. Блок НАТО потребовал вывести сербские войска из автономной области Косово и Метохия, главным образом населённой албанцами, а также разместить войска НАТО на территории Югославии. Югославия не выполнила требование. В результате 24 марта 1999 года войска НАТО начали военную операцию в отношении Югославии, заключавшуюся в бомбардировках стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии. Вторжение сухопутных войск НАТО было запланировано на 12 июня 1999 года со стороны Македонии. В качестве главного стратегического объекта для первоочередного захвата был признан международный аэропорт «Слатина», в 15 километрах от города Приштина - единственный аэропорт, способный принимать любые типы самолётов, в том числе тяжёлые военно-транспортные.

Россия с самого начала бомбардировок НАТО Югославии пыталась политическим способом противостоять странам организации Североатлантического договора. Для обозначения своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения своих геополитических интересов в Балканском регионе с согласия Президента России Б. Н. Ельцина было принято решение занять аэропорт «Слатина» и ввести на территорию Косова и Метохии российский миротворческий контингент.

В то же время были опасения, что конфронтация с США и их союзниками могла привести к началу полномасштабной войны. Ввиду этого план этой операции разрабатывался в тайне.

10 июня российскому миротворческому контингенту SFOR (подразделения ВДВ России), находящемуся в Боснии и Герцеговине, поступил приказ подготовить механизированную колонну и передовой отряд численностью до 200 человек. При этом личный состав (кроме командования), который должен был участвовать в марш-броске, до самого последнего момента не знал, куда и зачем они готовятся выступать. Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR» (Международные силы для Косово).

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Границу пересекли без труда. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и занять аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны замедлялось. Российские десантники прибыли в Приштину примерно в 2 часа ночи. Население города также вышло на улицы встречать российских солдат. Через Приштину шли 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово, разместилась вблизи аэропорта и стала ждать уточнения задач и получения сведений от разведки.

С блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки. Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

У частником тех событий был и наш земляк десантник миротворческого батальона Алексей Догадин. Группа Алексея получила задачу охранять один из въездов на территорию аэропорта «Слатина». И хотя взлетная полоса находилась посреди огромного неогороженного поля, подъехать без опасения нарваться на мину, оставшуюся после бомбардировок, можно было только по двум дорогам. Их то и взяли под свой контроль российские десантники. У Алексея, кроме автомата был гранатомет РПГ-7Д, на всякий боевой случай. Этот случай очень скоро представился при встрече с танковой колонной английских войск.

Десантник взял гранатомет и с командиром вышел навстречу приближавшемуся к аэродрому английскому танку и дал понять танкисту, что дальше идти нельзя.

Сложилась ситуация жесткого противостояния. С одной стороны, огромный контингент НАТО, с другой - русские солдаты, которые заняли аэропорт первыми и без боя, и было понятно - «по-хорошему» не уйдут.

Вот что рассказал Алексей об этом случае:

— Страх при виде танковой колонны был, конечно. Но виду никто не показал. Один из десантников, сложив руки крест-накрест, показал танкисту, что проезда нет. Англичанин понял. Танковая колонна и наши десантники еще долго стояли друг против друга. Но мы не дрогнули. Батальон выполнил поставленную боевую задачу - аэропорт «Слатина» остался под контролем Вооруженных сил России. 
Эти события получили огласку спустя 15 лет. Режиссер канала ТВ-Центр Петр Любимов снял программу «Специальный репортаж. Приштинский бросок», посвященный этой странице в современной истории Российской армии.

Вот что он сказал об Алексее Догадине: 

— Для меня он - символ русского солдата, мужественности, доблести и отваги. И это не высокопарные слова. Алексей стоял на боевом посту, когда на него выползла целая колонна танков, каждый по 40 тонн, а их - до горизонта. Большинство испугались бы в этой ситуации, но у него была задача - «Не допустить!». Он взял гранатомет, вышел, и дал понять, что дальше идти нельзя. Для меня это абсолютный подвиг. — отметила Ольга Бессолова.
Алексей родился в Железногорске 25 июня 1977 года. После окончания 9 классов школы №11 в 1992 году поступил в Железногорский горно-металлургический колледж на специальность «Горный электромеханик». Обучение он не окончил - в ноябре 1996 года его призвали в ряды Вооруженных сил РФ. Службу проходил в Северо-Кавказском Военном округе, в Отдельной Воздушно-Десантной Ставропольской Казачьей Бригаде в Ставрополе. После года службы по призыву Алексей заключил контракт, и в конце 1997 года был направлен в 345-й гвардейский парашютно-десантный полк в Абхазию. Он также принимал участие в вооруженном конфликте в Гальском районе Абхазии в 1998 году.

Алексей служил в 51-ом Гвардейском парашютно-десантном полку 106-й Воздушно-десантной дивизии в Туле. Дополнительную подготовку прошел в парашютно-десантном полку в Рязани и 242-ом Учебном центре Воздушно-десантных войск в Омске. На территории бывшей Югославии Алексей Догадин проходил службу с 23 июля 1998 года.

После увольнения из Вооруженных сил приехал в родной Железногорск, устроился на работу в ОАО «Михайловский ГОК» помощником машиниста, а затем работал машинистом экскаватора. Алексей закончил не только техникум, но и Юго-западный университет, получив специальность горный инженер. С 2011 года переведен на должность ведущего инженера службы главного горняка Технического управления ПАО «Михайловский ГОК», где трудится по сегодняшний день.

Алексей Иванович награжден медалями «За отвагу», «Участнику марш-броска Босния-Косово», «За укрепление боевого содружества», «За заслуги», а также медалью МАТО «РОРМЕР УПСЮ8ЕАУ1А» за выполнение Миротворческой миссии в бывшей Югославии.

 

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ