Как освобождали Михайловский район

1 из 2 изображений
Мемориал «Большой Дуб»
© фото: из архива олега петрова, bolshoydub.ru
2 из 2 изображений
Карта боев за Михайловский район (малая)
© фото: из архива олега петрова, bolshoydub.ru

77 лет назад был освобожден Михайловский (ныне Железногорский) район от немецко-фашистских захватчиков.

Мы публикуем события того доблестного военного времени, которые подробно восстановил основатель и первый руководитель поискового отряда «Рубеж» Олег Петров.

Передвигаясь шаг за шагом вместе с дивизиями и полками, мы сможем понять, каким тяжелым было освобождение нашей земли, сколько пролито человеческой крови, сколько испытаний пришлось пройти нашим отцам и дедам на этом пути войны.

Освобождение района началось 11 февраля 1943 года с продвижения 132 стрелковой дивизии от Фатежа в сторону Дмитриева-Льговского.

Дивизия в составе 60-ой Армии Воронежского Фронта принимала участие в боях на северной окраине Курска и после его освобождения, 9 февраля, сосредоточилась для подтягивания тылов и артиллерии в районах: Нартово, Саморядово - 712 стрелковый полк, Тутово, Хардиково - 605 стрелковый полк, Гремячка - 498 стрелковый полк и штаб дивизии.

10 февраля 132 стрелковая дивизия была передана из 60-ой Армии в подчинение 13-ой Армии Брянского Фронта для наступления в направлении города Дмитриев-Льговский. К исходу 10 февраля дивизия сосредоточилась для наступления в районе: Фатежа - 712 стрелковый полк, Крюково - 605 стрелковый полк, Полевой Колодезь - 498 стрелковый полк (2 км. западнее Большое Жирово).

11 февраля к 17.00 712 стрелковый полк вышел на рубеж реки Усожа у Верхнего Жданово, то есть вступил на территорию нынешнего Железногорского района (Нижне-Ждановский и Линецкий сельсоветы тогда относились к Фатежскому району). В то же время 605 стрелковый полк вышел к селу Верхние Халчи (10 км южнее Нижнего Жданово), а 498-ой, находясь во втором эшелоне дивизии, сосредоточился в Фатеже.

132 стрелковая дивизия продвигалась на Дмитриев-Льговский, поначалу не встречая серьезного сопротивления, сбивая немногочисленные заслоны противника. Для обеспечения открытого правого фланга был выдвинут 498 стрелковый полк, а также использован заградотряд, который 12 февраля двинулся в направлении села Гнань и слободы Михайловка.

13 февраля 498 стрелковый полк занял Рышково и Новый Бузец, 712-ый, сбив заслоны противника в Генеральшино, вышел к селу Снижа, 605-ый с боями занял Мармыжи, Белый Колодезь и вышел к деревне Новая Першина, а к 17.00 ворвался на станцию Арбузово, где захватил паровоз с пятью вагонами и платформой. По мере продвижения на запад сопротивление противника усилилось. Передний край немецкой 258 пехотной дивизии и полицейских отрядов обозначился перед Дмитриевом, а также на рубеже реки Свапа. На правом фланге, со стороны слободы Михайловка, противник, выставив заслоны по Свапе, активности не проявлял.

14 февраля начались упорные бои за Дмитриев-Льговский. 712 стрелковый полк наступал на город с северо-востока, 605-ый, ведя бои на южной окраине Дмитриева, начал обходной маневр в северо-западном направлении. 498 стрелковый полк с целью охвата узлов сопротивления в крупных населенных пунктах Дмитриев-Льговский и Михайловка предпринял наступление со стороны Карманово на деревни Ратманово и Таракановку.

Из журнала боевых действий 132 СД:

«… Части дивизии ведут бои по овладению: 712 СП – Снижа; 605 СП – Куток, Новое Першино. 498 СП после сосредоточения в Новый Бузец, Рыжково продолжает оставаться на прежнем месте. Полки дивизии к 5.00 с боями вышли на рубеж Гришино, Калиновский 1-й. 605 СП – Рогозна, Злыдино. 498 СП с 12.30 совершил марш по маршруту Рыжково, Громашовка, Карманово, где занял круговую оборону, а в 14.00 повел наступление в направлении Ратманово. С 17.00 498 СП прочесывал окраины Ратманово, встречая слабое сопротивление мелких групп полицейских отрядов…».

После освобождения деревень Ратманово и Таракановки, 16 и 17 февраля, 498 стрелковый полк атаковал Моршнево и Пальцево. Однако, несмотря на все усилия, Моршнево и западная часть Пальцево остались в руках противника. Частичный успех у Пальцево развить не удалось и 21 февраля после передислокации 498 стрелкового полка в район Борки, Рогозна (4 - 5 км южнее Дмитриева-Льговского), обороняющийся учебный батальон 132 стрелковой дивизии из Пальцево был выбит.

Бои за освобождение Михайловского района до 17 февраля носили эпизодический характер, поскольку сопротивление противника организовывалось в населенных пунктах только отрядами прикрытия кавалерийского полка СС и полицейскими формированиями. Задачи же немногочисленных советских частей на том этапе предусматривали взятие железнодорожного узла в Дмитриев-Льговском и обеспечение продвижения подходящих резервов к городу Дмитровск-Орловский и далее в северо-западном направлении.

Исходя из складывающейся обстановки, выхода наших войск в район западнее города Дмитриев-Льговский, противник оставил слободу Михайловка и отошел в северо-западном направлении. Таким образом, активных боевых действий по освобождению Михайловки не происходило. Воинов, погибших в бою за Михайловку, нет. Освобождение слободы стало следствием наступления войск 13-ой Армии, в частности, 132 стрелковой дивизии.

Первые тяжелые бои на территории Михайловского района произошли в тот момент, когда заградительный отряд 132 стрелковой дивизии, а затем партизанские отряды пытались освободить Клишино. Ввиду сложившихся обстоятельств и несогласованности в действиях эти попытки оказались безуспешными и привели к большим потерям партизан (около 120 погибших).

17 февраля в восточную часть Михайловского района первой вошла 1 лыжная бригада Брянского фронта (фронтового подчинения), действовавшая совместно со 2 лыжной бригадой. Они продвигались в северо-западном направлении и выполняли задачу перерезать дорогу Дмитровск-Кромы на участке Крупышино, Чувардино. Продолжая наступать днем и ночью, в пургу и морозы, лыжники еще утром 13 февраля пересекли железную дорогу Орел - Курск у станции Возы (12 км южнее Поныри) и устремились по тылам противника на Ольховатку, Муравль, далее через Пенно-Бырдино, Андреевку, Громову Дубраву, Ждановку, на Голенищево и Чувардино. Перед 1 отдельной лыжной бригадой была поставлена основная задача – занять Крупышино, Волобуево и Чувардино, и тем самым перерезать автодорогу Дмитровск - Кромы.

После короткого боя 18 февраля у Андреевки 1 отдельная лыжная бригада стремительно вышла в заданный район и в течение 19-21 февраля удерживала автодорогу на участке Чувардино, Крупышино. 21 февраля подошедшая 12 танковая дивизия противника нанесла сильный контрудар с севера. Имея лишь легкое вооружение, лыжники не могли успешно противостоять танкам и с тяжелыми боями отошли к селу Плоское, поселку Никольский (3 км севернее и северо-западнее Волково).

В эти же дни к Михайловскому району начали прибывать воинские части 2 Танковой Армии, затем и дивизии 65-ой Армии, которая в первой половине февраля фактически находилась еще в стадии комплектования войсками. Она была представлена в районе сосредоточения лишь полевым управлением армии и приступила к приему предназначенных ей соединений и частей.

Основные силы 65-ой Армии: 37-я гвардейская стрелковая дивизия, стрелковые дивизии 69, 149, 193, 246, 354 - в период с 11 февраля по 17 февраля 1943 года выгрузились на железнодорожной станции Елец. Они совершили марш 300 км для сосредоточения на рубеже Чернь, Андреевка, Макарово, Хлынино, Зорино и последующего наступления в направлении на Дмитровск, Комаричи.

Зима 1943 года была не только морозной, но и снежной. Передвижение по занесенным дорогам было крайне затруднено не только для колесной техники и для пехоты, но даже и для танков. Машины застревали в снегу, выходили из строя, а в результате большого расхода горючего часто оставались без движения. Артиллерия, тыловые части, службы снабжения и обеспечения отстали. Наступающие войска на марше оказались почти без продовольствия, а на исходные рубежи подошли по сути без тяжелого вооружения и с минимумом боеприпасов.

В этих же условиях в район, южнее и юго-восточнее Фатежа, 18-19 февраля подошла, совершая марш, пехота 11-го и 16 танковых корпусов 2 Танковой Армии, а затем, к 21 февраля, подтянулась часть танков. 22-24 февраля танковые корпуса выдвинулись к Дмитриеву-Льговскому.

Из журнала боевых действий 107 ТБр 16 ТК:

«… Согласно приказу штакора 16 № 04/оп от 21.02.43 г. в 14.30 22 февраля мотострелковый батальон бригады выступил на марш (из района южнее Фатеж) с задачей к 17.00 23 февраля сосредоточится в Карманово, где войти в подчинение командира 15 МСБр для совместных действий в районе Моршнево… К этому времени в район сосредоточения бригады из вышедших на марш 28 танков Т-34 прибыло 12 шт., Т-70 из 18 прибыл 1 танк. Большинство не прибывших машин остались в пути из-за отсутствия горючего. Доставить горючее в достаточном количестве не представлялось возможности из-за снежных заносов и большого расстояния до баз снабжения. Ремонтные средства бригады, следующие с колонной колесных машин тыла, в результате отсутствия дорог отстали от боевых машин. В результате чего задерживался ремонт выбывших из строя боевых машин…».

16 танковый корпус с 22 по 26 февраля сосредоточился в районе Карманово, Воропаево, Погорельцево. Бригады 11 танкового корпуса сосредоточились юго-восточнее Фатежа в районе Романовка, Новая Першина, Рогозна, Сухой Ровец. Ввиду большого количества отставшей техники, из подошедших машин, пригодных для боевых действий, в корпусах создали по одной сводной танковой бригаде. Пехота мотострелковых бригад и мотострелковых батальонов танковых бригад, совместно с подошедшими 112 и 194 СД приступила к смене 132 СД.

После напряженных и безуспешных боев за Дмитриев-Льговский к концу дня 24 февраля 132 стрелковая дивизия передала позиции 194 стрелковой дивизии и частям 2 Танковой Армии. Она была отведена во второй эшелон для пополнения. 25 февраля дивизия располагалась в следующих пунктах: 712 стрелковый полк - в Басово, Сухарево, Козюлькино; 605 стрелковый полк – в Жигаево; 498 стрелковый полк – в Новом Бузце, Рышково; учебный батальон и 1 Бригада курских партизан – в селе Троицкое, деревне Старый Бузец. Затем 132 стрелковая дивизия передислоцировалась в район Фроловка, Бырдинка, Сергеевский, Городное, Студенецкий. Однако после короткого отдыха 4 марта дивизии пришлось вновь занять боевой рубеж: Никитинка, Ильинско-Нагорный, Чернь, Ждановка.

В восточной части Михайловского района 65-я Армия спешно принимала подходящие войска и готовилась к наступлению. 24-25 февраля с марша на исходный рубеж Плоское, Моховое, Андросово, Зорино подошли 69, 193, 354 стрелковые дивизии и 37 гвардейская стрелковая дивизия. Уже утром 26 февраля войска 65-ой Армии, пользуясь еще непрочной обороной противника, перешли в наступление. 69 стрелковая дивизия с рубежа Плоское, Волково с боями продвигалась в направлении Харланово, Брянцево, Дмитровск-Орловского. 193 стрелковая дивизия с рубежа Гремячье, Агрономический наступала в направлении Долбенкино, Мало-Боброво, Виженка. 37 гвардейская стрелковая дивизия, действуя на левом фланге, с рубежа Андросово, Зорино продвигалась севернее реки Свапа на Золотой, Клишино, Кошкино. 149 стрелковая дивизия вскоре после начала наступления была выдвинута в район Муравчик, Ржавчик, Успенский, Воздвиженский для обеспечения открытого правого фланга 65-й Армии. 354 стрелковая дивизия с рубежа Моховое, Макарово нанесла удар на Разветье, Лубошево, Черневка.

Поначалу ожесточенные бои происходили только в полосе наступления правофланговой 69 стрелковой дивизии, по линии Муравчик, Хальзево, Трофимово, Брянцево. Дивизии в центре и на левом фланге армии в первый день наступления, не встречая серьезного сопротивления, продвинулись на запад на глубину до 14-16 км. Учитывая погодные условия, войска продвигались, как правило, вдоль дорог, от села к селу. 26 февраля боевые столкновения произошли лишь за некоторые населенные пункты Михайловского района. 1203 стрелковый полк 354 стрелковой дивизии в 9.00 атаковал и к 11.00 освободил Разветье, а 1201 стрелковый полк той же дивизии к 22.30 с боем занял Студенок. 27 февраля 65-я армия вышла на рубеж Хальзево, Харланово, Высокое, Студенок, Разветье, Каменец. В этот день вырвавшийся вперед 1203 стрелковый полк 354 стрелковой дивизии вступил в бой за Ажово и Глотовец.

Из журнала боевых действий 37 гв.СД:

«… Передовые подразделения 1 батальона 114 гв.СП неожиданным ночным налетом ворвались на восточную окраину Клишино. Оставленные для прикрытия мелкие группы противника, потеряв 10 человек убитыми, отошли на рубеж Кошкино…»

Тяжелые бои произошли 28 февраля. Так, в ходе дневных атак на Осинки 1201 стрелковый полк 354 стрелковой дивизии потерял только убитыми около 50 человек. Такие же потери понес 109 гвардейский стрелковый полк 37 гвардейской стрелковой дивизии южнее Круглый.

Из журнала боевых действий 37 гв.СД:

«… 1 и 2 батальоны 118 гв.СП в течении ночи вели огневой бой на подступах и на улице Расторог. В жестоком уличном бою, отразив частные контратаки противника в 10.00 28 февраля батальоны полностью овладели Расторог.

При взятии Расторог первым ворвался со своим подразделением командир 4 роты гвардии старший лейтенант Молодов и гвардии лейтенант Рыдченко. При этом захвачено: 26 подвод с лошадьми и военным имуществом, 81 мм. миномет, ручных пулеметов - 4, винтовок и автоматов - 9, несколько пистолетов, много патронов. Взято в плен 18 солдат противника и уничтожено 30 гитлеровцев…».

Из боевого донесения № 11 штаба 193 СД: 

«…с.Трубичино, 17.30 В районе Трояново до батальона пехоты неустановленной нумерации. 883 СП одним стрелковым батальоном атаковал Репный, Лабунец и двумя стрелковыми батальонами Трояново. Противник упорно обороняет указанные пункты. Боеприпасы (винтовочные и для ПТР) в 885 и 883 СП на исходе. Гранат нет, патронов ППШ нет. Мин всех калибров нет…».

Бой в Трояново, куда в ночь на 1 марта подошел 883 стрелковый полк 193 стрелковой дивизии, сложился крайне неудачно. Батальоны при входе в восточную часть деревни неожиданно попали под шквальный пулеметный и минометный обстрел. В течение этого короткого боя безвозвратные потери 883 стрелкового полка составили по разным данным от 243 до 273 человек.

Довольно успешным 28 февраля было продвижение 1203 стрелкового полка 354 стрелковой дивизии. Несмотря на продолжающееся сопротивление противника в Ажово, полк обходным маневром прорвался вперед и атаковал Лубошево.

1 марта 65-я Армия вела активные боевые действия на рубеже Трофимово, Виженка, Лубошево, Кошкино.

Из журнала боевых действий 354 СД:

«… 1 марта после перегруппировки, продолжая наступление, к 5.00 дивизия овладела Осинки и полностью очистила от противника Ожово. К 16.00 дивизия овладела Гавриловка, Красная Поляна, развивая наступление в общем направлении на Асмонь, Власовка.

1201 СП к 4.00 овладел Осинки, к 10.00 овладел Гавриловка, к 17.00 овладел Красная Поляна, развивал наступление на Асмонь.

1203 СП в течении ночи вел бой за северную окраину Ожово и к 5.00 овладел ей. Захвачено в плен 2 полицейских. В дальнейшем полк наступал за 1199 СП, обеспечивая правый фланг дивизии.

1199 СП сменив в Лубошево 1203 СП и к 4.00 перешел в наступление на Светловка, которой овладел к 6.00, продолжая наступать на Муравейник.

921 АП двумя дивизионами занимал огневые позиции в Разветье, Черняково. По решению командира дивизии придан 1201 и 1199 СП…»

В качестве комментария к указанной выписке из ЖБД можно добавить следующее. Очевидно запись об освобождении Лубошево утром 1 марта не соответствует действительности. Аргументом является статистика погибших за Лубошево: 28 февраля – 41 чел.; 1 марта – 73 чел.; 2 марта – 90 чел. Кроме того, косвенным подтверждением тому являются такие же преждевременные записи в ЖБД об освобождении Ажово (указано об овладении им в 17.00 27 февраля) и тем же Лубошево (указано об овладении им в 16.00 28 февраля).

Как бы то ни было, успешные действия 1199 СП позволили ему, добивая очаги сопротивления в Лубошево, 2 марта выйти к Светловка, Муравейник, что и завершило полное освобождение Михайловского района.

В начале марта наступление 65-ой Армии продолжалось. Ожесточенные бои велись на рубеже Хальзево, Брянцево, Промклево, Кошкино.

Из журнала боевых действий 149 СД:

«… 2 марта части дивизии выполняют прежнюю задачу и обеспечивают правый фланг 65 Армии от контратак пехоты и танков противника с севера и заняли положение: 568 СП – восточная окраина Хальзево, северная окраина Хальзево, исключительно отметка 258,4, исключительно Малиновский; 479 СП – опушка леса севернее и северо-восточнее Успенский; 744 СП – совместно с частями 69 СД ведет наступление на Дмитровск-Орловский…».

Вторая Танковая Армия в то же время сражалась за Киликино, Дерюгино и Дмитриев-Льговский.

Из журнала боевых действий 109 ТБр 16 ТК:

«… 2 марта в 8.30 части сводной бригады выступили для выполнения боевого приказа, в составе: танков Т-34 – 11, танков Т-70 – 14. В течении дня танки вели бой в направлении Дерюгино… Противник оказывал упорное сопротивление в районе церкви и сахарного завода…

Действуя с двух направлений, танки бригады атаковали завод и церковь. 5 танков Т-34, действующие с севера, прорвались к станции Дерюгино, но не получив поддержки пехоты из-за сильного огня противника, отошли на сборный пункт. 2 танка Т-70 под командованием командира взвода 310 тб лейтенанта тов. Михайленко прорвались на западную окраину Дерюгино и вступили в неравный бой с противником. Артиллерийским огнем танки были подбиты. Экипажи танков до последнего снаряда вели уничтожающий огонь по противнику. Немецкие солдаты подобрались к танкам и взорвали их. Героические экипажи пали смертью храбрых защитников социалистической Родины…

В боях отличились командир взвода 310 тб лейтенант Михайленко, механик-водитель сержант Мурзинов, механик-водитель мл. сержант Денисов, командир танка лейтенант Прокудин. За героические боевые действия все указанные товарищи представлены к правительственной награде – ордену «Отечественной войны 2 степени»…

Продвижение правого фланга 65-й Армии встречало все большее сопротивление противника, особенно в направлении города Дмитровск-Орловский. Сказывалась недостаточность сил и средств, а также отставание артиллерии и тылов. Противник же спешно подтягивал резервы и укреплял оборону. Однако уже выдвигались со стороны Ельца свежие дивизии вновь сформированной 70-ой Армии, которой вскоре предстояло занять рубеж фронтом на север и попытаться переломить ситуацию.

Несмотря на усиление в начале марта правого крыла фронта 70-ой Армии, в целом наступление наших войск в западном и северо-западном направлениях ослабевало. Противник начал предпринимать сильные контрудары, а на некоторых участках даже потеснил наши соединения. К концу второй декады марта фронт относительно стабилизировался, и 20 марта обе противоборствующие стороны перешли к жесткой позиционной обороне – образовалась так называемая Курская дуга.

Так осуществилось освобождение Михайловского района, который почти до середины августа являлся для наших войск ближним тылом, где располагались штабы, части обеспечения, склады снабжения, а также 14 медсанбатов и 19 госпиталей.

(Орфография сводок боевых действий сохранена).

 

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ