Под таким названием в музее партизанской славы «Большой Дуб» открылась выставка, посвященная памяти узников концлагерей.
В экспозиции представлены книги, описывающие ужасы, которые пережили взрослые и дети в лагерях смерти; вещи, символизирующие фашизм, – косынка с надписью «ОST»; один из символов победы над коричневой чумой – медаль «Непокоренные». Но, по словам научного сотрудника Ольги Уханкиной, самое ценное – фотографии. На снимках бывшие узники. Несколько фотокарточек сделаны в Германии.
Вроде ничего необычного: на фото крестьянский мальчик пасет овечек.
Но всмотритесь в эту фотографию – нездоровая худоба, не по-детски серьезное лицо, нет ребячьего озорства. Это 12-летний Коля Тихомиров. Родом он из Новгородской области. Осенью 1941 года родное село Тихомировых было оккупировано фашистами. В январе 1942-го всех жителей вывезли в город Инсенбург (Восточная Пруссия) и поместили в концентрационный лагерь. Там Николай с сестрой Евгенией, братом Василием и мамой Ольгой Васильевной пробыли до апреля следующего года, а потом их вывезли в местечко Грейфенхаген и продали на невольничьем рынке.
Колю и его сестру Женю купил один хозяин, а маму и брата Васю – другой. Но, к счастью, вся семья оказалась в одной деревне. Хозяйство, в котором трудились брат и сестра, насчитывало четыре лошади, 20 голов скота, 40 свиней, 32 гектара пахотной земли. Только вдумайтесь – дети работали с половины четвертого утра до одиннадцати вечера! Так продолжалось до 28 апреля 1945 года, когда в деревню зашли советские солдаты. Тихомировы отправились в долгий путь домой.
А вот наш земляк, уроженец слободы Михайловка Максим Михайлович Смирнов.
В 14 лет мальчика угнали в Германию. С 1943 года он принудительно работал в Освенциме на заводе по производству искусственного бензина и каучука. Потом был отправлен на работы в Эстонию, а затем снова в Германию. 20 мая 1945 года, после освобождения узников из фашистской неволи, зачислен в ряды Красной армии. Через четыре года несправедливо приговорен к лишению свободы на 25 лет. Максима Михайловича обвинили в пособничестве немцам во время войны. Только через 14 лет заключения со Смирнова сняли судимость, он вернулся в родные края. В 1992 году был полностью реабилитирован.
Непростая судьба и у Тамары Федоровны Колосовой.
Томочка родилась в Черниговской области (Украина). В новогоднюю ночь 1942 года девочку вместе с мамой и братом угнали в фашистскую неволю. В концлагере (д. Барки, Белоруссия), малышку навсегда разлучили с семьей, а потом направили в концлагерь города Терезен (Чехословакия). В 1944 году узницу освободили партизаны. В течение двух лет концлагерей Тамара Федоровна терпела побои, голод, холод, заборы крови и другие издевательства, и поэтому забыла свое имя и фамилию. В детдоме девочку назвали Марта Непомнящая. К счастью, Томочку нашла ее родная тетя Нина и забрала к себе. С 1960 года Тамара Федоровна проживала в Железногорске.
Ольга Уханкина отметила, что все узники концлагерей, с которыми ей приходилось общаться, – невероятно добрые и отзывчивые люди, со многими из них сотрудники музея поддерживают связь. По мнению Ольги, было бы хорошо, если бы на территории музея появился памятник бывшим узникам:
— Эту идею не один год вынашивает председатель городской организации малолетних узников Надежда Ивановна Коростелева. Она обращалась во все инстанции, но пока не получила положительного ответа. Мы, сотрудники музея, делаем то, что в наших силах: организуем встречи, выставки, проводим беседы со школьниками об ужасах концлагерей и о непокоренных людях, сумевших выжить в страшной мясорубке войны и не растерять человечность.