ТРУДный возраст

анна бессарабова
1 из 13 изображений
Каждый день, с понедельника по пятницу, 17-летний ученик 8-й школы Даниил Пясецкий встает в 4 утра.
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
2 из 13 изображений
ТРУДный возраст
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
3 из 13 изображений
Смена Ильи Азарова продолжается 3,5 часа
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
4 из 13 изображений
ТРУДный возраст
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
5 из 13 изображений
Александра Усынина после ЕГЭ подала документы в несколько вузов и не стала тратить время впустую – подрабатывает промоутером (рекламщиком).
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
6 из 13 изображений
ТРУДный возраст
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
7 из 13 изображений
Роман Юст
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
8 из 13 изображений
Подросток Роман Юст тратил заработанное на лимонад и сладости.
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
9 из 13 изображений
Медсестра Анна Бубнова
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
10 из 13 изображений
Татьяна Семенченко
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
11 из 13 изображений
Татьяна Семенченко в 15 лет трудоустроилась в ЖЭК
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
12 из 13 изображений
Алексей Артамошкин
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации
13 из 13 изображений
Трудовая биография Алексея Артамошкина началась в 13 лет.
© фото: анна бессарабова, из архива героев публикации

По подсчетам железногорцев, примерно для 20% местных юношей и девушек лето – время подработок. Хотя желающих найти сезонные вакансии среди школьников намного больше. Кем, куда и почему в нашем городе устраиваются дети 14-17 лет? И как в 1980-1990 годы проводили каникулы их родители? «Железногорские новости» сравнили трудовые будни нынешних и вчерашних подростков.

Персонал 14+

Каждый день, с понедельника по пятницу, 17-летний ученик 8-й школы Даниил Пясецкий встает в 4 утра. Готовит завтрак (этому его научил отец - повар по первому образованию), разминается, совершает пробежку и отправляется на работу. Пешочком добирается от старого рынка до 11-го микрорайона, а в 6 утра мальчишка уже подметает дорожки вокруг детского сада. При помощи городского центра занятости населения Даниила взяли туда дворником. На все лето.

Парень надевает наушники, включает классическую музыку и за два часа приводит тропинки, площадки, веранды в порядок.

— Ничуть не устаю: энергии через край. И здесь неплохо: свежий воздух, тихо, никто не мешает. У меня есть трудовая книжка, засчитывается стаж. Кстати, это не дебют. Когда наша семья жила в Старом Осколе, я вместе с другими сотрудниками службы благоустройства подстригал кусты, убирал мусор. Получал около 15 тысяч рублей в месяц, тут зарабатываю 12 тысяч, еще 2,5 тысячи дает центр занятости, — рассказывает подросток.
Даниил говорит, что ему повезло с вакансией. Железногорских школьников неохотно берут на предприятия – «многовато заморочек» с оформлением, документацией, соблюдением законодательства.

— Знаете, какой ребята проходят отбор?! На вакансии от пяти работодателей в начале лета была очередь из 35-40 человек. Дети трудоустраивались в лагерь отдыха и пекарню, на бетонный и вагоноремонтный заводы. У моей сестры Софьи так ничего и не вышло. После нескольких попыток она взялась за Инет - пробовала заработать на лайках в соцсетях, роликах в TikTok , но пока безуспешно. К тому же на онлайн-платформах нужны взносы, а они не всегда окупаются. В Железногорске, по-моему, такое не вариант, — считает Даниил Пясецкий.
Куда проще «подвизаться» на ферму, пасеку или к каким-нибудь бабушкам на огороды. В среднем, трудолюбивые городские подростки получают от 10 до 15 тысяч рублей в месяц. Их мотивация - стремление проявить самостоятельность и накопить деньги на карманные расходы.

На первую зарплату Даниил купил билеты в кино, научно-популярную книгу о психологии и отложил средства на новый планшет.

А 16-летний учащийся 12-го лицея Илья Азаров хочет отремонтировать велосипед. Он тоже ребенок из многодетной семьи, младший из четырех детей. Подрабатывает второе лето.

— Год назад раздавал прохожим листовки с адресом магазина техники, сейчас рекламирую медицинский центр. И не прекращу до конца августа. Моя смена продолжается 3,5 часа, но после обеда я помогаю своей девушке. Наша зарплата – по 15 тысяч рублей в месяц, — как заправский экономист рассуждает Илья.
Парень подчеркивает: трудовые каникулы – его выбор, он сам принял решение и поставил перед фактом родителей.

— Они не возражали. Наоборот, поддержали: «Правильно делаешь». Иногда встречаю на улице учителей и слышу: «Молодец, не ленишься». Мне кажется, многие школьники не отказались бы от личных денег, но не любой согласен вставать в 7.30 утра. Основная масса не может найти работу. Где искать? На avito.ru, в соцсетях. Только нужно регулярно отслеживать объявления и быстрее на них реагировать. Физически сильных парней берут на стройку, кто-то находит вакансии официантов и курьеров, — объясняет Илья Азаров.
Немалая часть трудоустроенных железногорских подростков – мальчишки и девчонки из семей с 2-3 детьми. Они инициативнее и активнее своих однолеток. Наши собеседники подтверждают это наблюдение. Вот и у выпускницы 10-й гимназии Александры Усыниной есть младший брат.

После ЕГЭ девушка подала документы в несколько вузов страны и в ожидании ответов приемных комиссий не стала тратить время впустую – Александра подрабатывает промоутером (рекламщиком).

— В университете я буду изучать химические технологии, а пока нашла себе другое занятие. Мне сообщили о нем учителя. Летняя работа – пробный опыт, до сих пор ни с чем подобным не сталкивалась. Познавательно. В целом нормально, но тяжеловато стоять на одном месте, люди по-разному на меня реагируют, и все равно интересно. Бывшему однокласснику платят на стройке тысячу рублей в день, а мне по 110 рублей в час, за месяц при стабильном подходе набежит около 20 тысяч, — предполагает абитуриентка.
Она мечтает поступить в воронежский университет и думает, что заработанные средства пригодятся ей при переезде в мегаполис.

У нас было так...

По просьбе «Железногорских новостей» родители нынешних подростков согласились поделиться с читателями историями о собственной юности и соображениями о детском труде.

По мнению взрослых, у школьников 1980-1990-х было больше шансов найти нескучные, разнообразные и выгодные вакансии, чем у мальчишек и девчонок в 2021 году. Тогда ребята пропалывали грядки в колхозах, разгружали вагоны с минералкой, шили простенькую одежду на «швейке», носили пенсионерам почту. Денис Джиг и Сергей Михнов вспоминают, как они ловили рыбу и раков, а затем продавали их на рынке, как собирали яблоки в совхозе. А теперь и река высохла, и яблок с совхозом нет. В XXI веке вроде бы появились новые возможности: Интернет, сайты объявлений, различные предприятия и фирмы, но учащиеся в дни каникул отсыпаются, гуляют с приятелями и играют в «танчики».

Экскаваторщик Роман Юст начал работать в 11 лет.

— Мыл машины. Мы с друзьями дежурили на стоянке у магазина - караулили автомобили, брали на теплотрассе горячую воду, вооружались губками и начищали легковушки до блеска. Иногда собирали во дворах бутылки и сдавали. То, что выручали, тратили на лимонад и сладости. Сегодня у детей мало возможностей для летнего труда. Предприятия, компании, конторы не хотят загружать себя лишними заботами. А, по-моему, нужно приучать подростков к независимости и ответственности, — уверен Роман.
Медсестра Анна Бубнова в 14 лет продавала книги, в 15 обслуживала столики в кафе. Ее мама работала бухгалтером на ЗЖБИ-3, папа - шофёром в ЦДР.

— Денег не хватало. Хотелось помочь близким, немного их разгрузить и достичь чего-то, поэтому в старших классах я обратилась в центр занятости, там мне посоветовали торговать художественной литературой. А позже, через годик, я пошла в официантки и купила на зарплату все, что требовалось для поступления в медколледж, — продолжает тему Анна.
Татьяна Семенченко в 15 лет трудоустроилась в ЖЭК (жилищно-эксплуатационную контору). Не потому, что ее семья нуждалась в деньгах, а чтобы доказать отцу свою правоту. Они поспорили, можно ли найти работу без опыта и образования.

— Самоутвердилась – оформилась у коммунальщиков. И достаточно долго белила деревья и бордюры, подметала дорожки. Платили подросткам немного, но для меня это было невероятным достижением. Казалась себе взрослой, независимой. Ведь я могла вечером зайти в магазин, купить продукты и принести их домой. Взрослые в моем восприятии именно так и действовали. Заканчивала школу с двумя «четверками» в аттестате и уже не подрабатывала – готовилась к вузу, — заключает дипломированный делопроизводитель.
Трудовая биография Алексея Артамошкина началась в 13 лет. В «первые осознанные каникулы» устроился на кирпичный завод. Договорился с начальником и «вкалывал». Жил неподалеку – в деревне у бабушки и дедушки.

— До армии каждое лето там работал. Зарплату отдавал папе и маме, на себя ничего не тратил. Это был конец 1980-х – начало 1990-х. Славное время. В настоящий момент я - сотрудник мясокомбината, воспитываю детей-подростков. Работать в отличие от нас они не хотят. У молодежи иные ценности и интересы, — сравнивает поколения Алексей.
На самом деле все по-разному. Конечно, заметно изменилось соотношение работающих и отдыхающих школьников. В 1980-е годы учеников 8 классов, например, обязательно посылали на месяц в лагеря труда – с тяпками, лопатами, ящиками для сбора ягод. Взрослые наверняка помнят практику от УПК (учебно-производственных комбинатов) – в магазинах, столовых и мастерских, на фабриках, в цехах. Многие подростки ездили на овощные базы, чтобы накопить деньги на коллективные путешествия в Санкт-Петербург или Москву. На рынке преобладали вакансии, требующие физических усилий.

В 2021-ом работают единицы. Детям предлагают минимум вариантов - легких и незатратных. Ребята и хотели бы подработать, но где?

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ