Прошлое и настоящее Горводоканала

никита бессарабов
1 из 6 изображений
Директор Горводоканала Владислав Ададуров возле аэротенка. Так называются резервуары, в которые компрессорами подается воздух. Он нужен для поддержания жизнедеятельности бактерий, перерабатывающих растворенную в воде органику.
© фото: никита бессарабов
2 из 6 изображений
Прошлое и настоящее Горводоканала
© фото: никита бессарабов
3 из 6 изображений
Прошлое и настоящее Горводоканала
© фото: никита бессарабов
4 из 6 изображений
Прошлое и настоящее Горводоканала
© фото: никита бессарабов
5 из 6 изображений
Прошлое и настоящее Горводоканала
© фото: никита бессарабов
6 из 6 изображений
Прошлое и настоящее Горводоканала
© фото: никита бессарабов

1 июля МУП «Горводоканал» отмечает 27 лет со дня основания. Его руководитель Владислав Ададуров рассказал, как развивалось предприятие, какие взлеты и падения переживало.

Основная задача МУП «Горводоканал» - снабжение железногорцев качественной питьевой водой. Предприятие создано на базе цеха водоснабжения Михайловского ГОКа, передавшего муниципалитету водозабор, очистные сооружения и сети.

Большой механизм

В состав Горводоканала входят два водозабора. Один находится в селе Береза Дмитриевского района. Там расположены комплекс скважин, насосная станция, станция обезжелезивания, которая снижает содержание железа в воде до приемлемых, разрешенных СанПиНом значений.

Еще один водозабор на реке Погарщина. Глубина его скважин 160-200 метров. Эта вода по санитарным нормам не требует предварительной подготовки и может подаваться потребителю без очистки и хлорирования.

Вода с водозаборов поступает в хранилище питьевой воды (ХПВ) с четырьмя резервуарами по 10 тысяч кубометров. Она находится между 7 и 11 микрорайонами. Отсюда вода уходит по сетям в город.

На территории очистных сооружений расположены приемная камера, куда поступают стоки со всего города, здание решеток с сороулавливающими устройствами, 4 первичных отстойника, аэротенки, 6 вторичных отстойников, цех обезвоживания осадка, станция ультрафиолетового обеззараживания очищенных сточных вод.

— Вода, которая используется в быту, в конечном итоге проходит через наши очистные сооружения. Время от времени я вижу в Интернете, как люди, считающие себя экспертами, рассказывают, что у нас очистные сооружения были рассчитаны на 30 тысяч человек, а сейчас в городе живет 100 тысяч. Это все ерунда: размеры очистных сооружений рассчитываются не от численности населения, а от объемов обрабатываемых стоков. Наши очистные рассчитаны на 67 тысяч кубометров в сутки. Сейчас фактический сброс - не более 25 тысяч, — рассказывает Владислав Ададуров.
Суточное потребление воды в Железногорске, по словам директора Горводоканала, составляет 21-23 тысячи кубометров в зависимости от погоды:

— Сейчас, в солнечную погоду, люди используют много воды. Однако бывают месяцы, когда расход еще больше. Рекорды ставятся из-за полива растений в частном секторе. 

Вода качественная и круглосуточно

Со своей основной задачей – подачей качественной воды бесперебойно и круглосуточно – предприятие справляется на 100%. Вода хорошего качества. По санитарным нормам Горводоканал отбирает более 100 проб воды ежемесячно. Участки определяем случайным порядком. Контроль качества питьевой воды, подаваемой в распределительную сеть, проводит лаборатория предприятия. Отклонений от норм практически нет. Данные регулярно публикуются в СМИ. Конечно, есть и определенные трудности, в основном финансового характера.

Предприятие своевременно реагирует на все обращения железногорцев, ни одно не остается без ответа.

— В основном, люди жалуются на низкое давление. Мы выезжаем, вместе с управляющими компаниями делаем замеры, находим причину. Нередко оказывается, что УК проводит какие-то работы на трубопроводах, а жители, не прочитав объявление, сразу звонят в водоканал, — рассказывает Владислав Владиславович.
Порывы на трубопроводах в городе происходят практически каждый день. Но в большинстве случаев жители этого не замечают. Многие участки закольцованы, и подача воды продолжается в обход. Дежурная служба в это время перекрывает участок и проводит необходимые работы.

Трубы в Горводоканале разные и по размеру, и по составу: на водоснабжении - чугунные, стальные, пластиковые, на канализации - пластиковые, железобетонные, керамические. Диаметры труб варьируются от 50 до 900 мм. Из-за такого разнообразия чинить их приходится разными способами, но всегда оперативно. Например, толщина стенок метровой трубы водовода – 10 миллиметров. Вода в трубе идет под большим давлением – каким бы маленьким ни был свищ, из него все равно вытекает много воды.

По словам директора Горводоканала, в год на сетях города бывает больше 150 повреждений трубопроводов, а на магистральных водоводах водозаборов за прошедший год было устранено 45 утечек: 30 на Березовском, 15 на Погарщине. Проблемные участки в основном одни и те же. На магистральном водоводе есть три места, где происходит 90% всех утечек.

Возможно, там уложены менее качественные трубы или сказывается близость к линиям электропередачи - предполагает Владислав Ададуров.

Застарелые проблемы

Проблемы на предприятии есть. Многие из них тянутся с 2010 года. Тогда в результате реформы ЖКХ тарифы на услуги Горводоканала стали утверждаться не решением городской Думы, а комитетом по тарифам и ценам Курской области. В результате сейчас тарифы предприятия ниже экономически обоснованных. Еще одна серьезная проблема – дефицит кадров из-за низкой зарплаты.

— Начиная с 2010 года, прибыль снижалась, и с 2016 года предприятие вышло на отрицательный баланс. Та рентабельность, которая была у предприятия, сошла на «нет». Такие организации, как наша, в коммунальной жизнеобеспечивающей сфере – коммерческие, но не нацеленные на извлечение прибыли. У нас допустимая рентабельность – в пределах 0,5% от оборота. Эти полпроцента раньше позволяли своевременно проводить модернизацию, реконструкцию. Тарифы на нашу воду и очистку стоков на сегодняшний день крайне низкие: 22 рубля – кубометр воды и 16 рублей – очистка кубометра стоков. Их себестоимость значительно больше, — говорит директор Горводоканала.
По словам Владислава Ададурова, благодаря огромной работе, проделанной предыдущим директором совместно с городской администрацией, с июля 2020 года экономически обоснованный тариф увеличится на 20%, но для населения - всего на 3,8%. Выпадающие доходы - разницу между стоимостью воды для населения и экономически обоснованным тарифом - будут покрывать субсидии из областного бюджета. Повышение стоимости услуг Горводоканала существенное, но пока не достаточное для нормального функционирования.

Было и так…

Владислав Ададуров стал директором Горводоканала в мае этого года. Но на предприятии работает уже 22 года. Он признался, что в новой должности работать тяжело, но, раз уж взялся, надо справляться с возникающими трудностями.

В 1996 году Владислав Ададуров закончил морской технический университет Санкт-Петербурга. А после института вернулся обратно. Как говорится, где родился, там и пригодился. В 1998 году начал работать на Березовском водозаборе. Тогда подача воды в город осуществлялась по графику – по часам утром и во второй половине дня. В полночь подача воды прекращалась. Поддерживалось минимальное давление, чтобы утром при запуске насосов на сетях не было гидроударов. Но избегать их все-таки не получалось. Были дни, когда насосная быстро поднимала давление, и по городу возникало по 15-16 порывов трубопроводов за день.

Раньше за счет городского бюджета в год бурились порядка 7-8 скважин для поддержания производительности водозабора.

— Но потом мы стали заниматься очисткой фильтровой зоны уже пробуренных скважин. Я рассчитал размеры и изготовил чертеж эжекторного насоса для удаления осадка со дна скважины. В наших мастерских для него выточили заготовки, специалисты водозабора его смонтировали. Слесари придумали приспособления для механической очистки фильтровой зоны. Мы стали реанимировать старые скважины, которые у нас уже собирались ликвидировать. Эта работа позволила увеличить производительность водозабора и отказаться от бурения на 10 лет, — продолжает директор водоканала.
Тогда предприятие смогло рассчитаться с миллионными долгами за электроэнергию, материалы, по налогам, провести при поддержке администрации города модернизацию оборудования насосной станции ХПВ-3, провести мероприятия по экономии электроэнергии и перейти на круглосуточную подачу воды. Благодаря положительной рентабельности, Горводоканал приобретал новую технику, оборудование. Было введено в эксплуатацию 7 дублирующих ниток на участках водовода. Дублирующий трубопровод позволяет устранять порывы, не прекращая подачу воды в город. Тогда строительство одного дублирующего участка обходилось в пять миллионов.

Надеемся на поддержку

Сейчас возникает новая проблема: все возможные ресурсы по реанимации скважин исчерпаны, их чистили по 2-3 раза, но нужного эффекта это уже не дает.

Сейчас у предприятия нет денег на реализацию необходимых проектов, на модернизацию и реконструкцию оборудования, покупку новой техники:

— Мы надеемся, что предприятие при поддержке городской администрации постепенно выйдет из кризиса. Несмотря на трудности, нам удается поддерживать весь комплекс в рабочем состоянии, своевременно устранять аварии, добывать, подготавливать и подавать воду, принимать и очищать стоки. За это я выражаю искреннюю благодарность нашему коллективу. В преддверии дня образования предприятия я поздравляю всех наших работников с этой датой и желаю предприятию экономического подъема и разрешения финансовых проблем. А к жителям города и другим получателям наших услуг я обращаюсь с просьбой своевременно и в полном объеме оплачивать водоснабжение и водоотведение. 


АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ