Железногорцы Андрей Раков и Владислав Батищев хотят создать в нашем городе Центр технической эстетики. А пока они подали заявку на конкурс культурной платформы «АРТ-ОКНО» и открыли в соцсетях группу промышленного дизайна с коротким названием «Büro».
Владислав Батищев считает себя фанатом промышленного дизайна и 3D-проектирования. Он родом из Железногорска, учился в ЖГМК, но однажды...
— Я открыл в себе склонность к творческой и технической сферам, поэтому выбрал разработку предметов быта – от посуды и мебели до автомобилей и поездов. Промышленный дизайн – все, чем окружен человек, что он создает руками и использует каждый день. Я начал заниматься этим профессионально и до известных событий на Украине получалось поработать за границей. Сейчас понимаю, что нужно развиваться. Но в Москву ехать не хочется, поэтому мы решили открыть центр технической эстетики здесь. Это будет пространство, где жители города смогут реализовать любую идею – от чертежа и проекта до реального физического объекта, — мечтает вслух Владислав.Андрей Раков рассказывает о себе немного: «Я очень люблю строить всякие интересные штуки. Будущий центр – из таких».
Молодые люди подали заявки на грантовый конкурс платформы «АРТОКНО», который проводится при участии «Металлоинвеста». Аналог их идеи – артковоркинг «На высоте» железногорской художницы Дарьи Назаровой (мы не раз о нем писали).
— Но у Даши такая женская история, ее аудитория – девочки. Мужчины читают об их встречах и спрашивают: «А нам куда идти, где сможем самореализоваться, научиться чему-то?». Вариантов у них в самом деле немного: батин гараж или тусовка с парнями. Нет открытых мастерских, творческих площадок. Мы хотим изменить ситуацию, — верит в свои силы Андрей Раков.Минувшим летом он и Влад Батищев выиграли конкурс «Вместе! С моим городом» компании «Металлоинвест» и провели цикл лекций, мастерклассов по скетчингу (быстрым рисункам) и 3Dмоделированию для всех желающих. Программа включала восемь занятий для слушателей от 14 до 30+ лет.
— Фантазии не было предела. Интенсив «Дизайн в схемах и мемах» предполагал самые неожиданные направления. В финале работали шесть групп. Студентки художественного колледжа «сочинили» целый мир, в котором огненные драконы сражаются с дедами морозами, спроектировали трон. Другая девочка «изобрела» средство связи для синих человечков из «Аватара». Но это была игровая форма, а впереди – серьезные и полезные идеи. Центр промышленного дизайна ориентируется на практичность, — планирует Влад Батищев.По его словам, их с Андреем объединение «рассчитано на мужчин, у которых чешутся руки – им хочется сделать что-то оригинальное и полезное».
— Допустим, есть такой среднестатистический горожанин Петрович, у которого на удочке сломалось какое-то уникальное крепление, и он не знает, где раздобыть замену. Он приходит к нам, и мы помогаем с проектом и печатью детали в 3D. Маленькие электродвигатели, шестеренки, редкие запчасти к автомобилям, которые сейчас невозможно найти, все легко сделать в центре, — считает Влад.А Андрей продолжает: благодаря платформе «АРТОКНО» Железногорск поддерживает связь с городами Губкин, Старый Оскол и Новотроицк. Оттуда в перспективе смогут приезжать профессионалы – промышленные дизайнеры. И это еще не все...
В городе горняков есть художественный колледж, и есть проблема у 150 студентов – где готовить дипломные проекты?
— У ребят появится свое пространство. Центр – открытая мастерская для творческих личностей и людей с техническим складом ума. Взрослые мужчины смогут приводить к нам своих сыновей. В стране выросло целое поколение бытовых инвалидов, которые знают, что такое молоток, но не умеют им пользоваться. В центре вчерашние неумехи научатся элементарным вещам, — полагает Андрей Раков.По мнению авторов проекта, в Железногорске немало мужчин, переросших стадию «ходьба толпой и выпивка», им хочется создавать что-то свое. Будущий центр и для них.
— Если и дальше продолжать разговор о целях, то наша задумка – еще и отличная возможность для общения, обмена идеями. Ну а потом спросите себя: много ли вы видели работ студентов нашего художественного колледжа: дизайнеров, художников? Они заканчивают учебу и уезжают в крупные города. Мы мечтаем, что они будут творить здесь: делать макеты улиц, дворов, приносить проекты в администрацию с вопросом: «Зачем вы покупаете идеи у курян и москвичей, если у нас есть собственные мастера?», — рассуждает Владислав Батищев.После подачи заявки на грантовый конкурс проходят практикумы с кураторами культурной платформы, готовится презентация. Влад и Андрей выбрали помещение собираются разместить мастерскую в бывшем общежитии 18-го училища. В команде центра будет четыре человека.
— Молодым сегодня негде и не у кого учиться промышленному дизайну. Изучая его историю, я узнал, что пик расцвета российского промдизайна приходился на 19601980 годы. Потребительский рынок бытовых вещей тогда был на мировом уровне. Увы, в 1990е все рухнуло. Мы не делаем чайники, кастрюли, мебель – покупаем у китайцев и других зарубежных партнеров. А я хочу, чтобы страна сама научилась все делать, чтобы у нее были кадры. Завод мы здесь не построим, но кадры воспитать сможем, — убежден Владислав Батищев.Авторы проекта припоминают два примера, когда россияне прославились как дизайнеры международного уровня: Владимира Пирожкова, променявшего «Тойоту» на «АвтоВАЗ» и сделавшего «СитроенПикассо», и группу «Трансмашхолдинг», изготовившую недавно новые вагоны для московского метрополитена.
— Остальные идеи – импортные. И вообще раньше в СССР не было профессии промышленного дизайнера, была техническая эстетика. Это гораздо более емкое определение. Наш центр займется как раз технической эстетикой. Надеемся, что наша инициатива найдет поддержку у горожан, — говорит Владислав.Железногорск к переменам готов. Здорово, что раздва в году здесь проходят красочные артфестивали, но городу нужна и постоянная площадка для творчества.
— Разрабатывая проект, мы выбрали одну – наиважнейшую – заповедь, обязательное и неизменное правило: любой человек, приходящий в центр, должен уйти оттуда с физическим объектом (АРТефактом) в руках. Никакого проектирования на бумаге в стол. Что задумал – воплоти! Чтобы был импульс для дальнейшего развития, — завершает беседу Андрей Раков.Своим горизонтом планирования молодые люди назвали пять лет. За этот срок многое можно успеть.
- Ваш центр будет чем-то вроде мужского клуба? - интересуюсь у Андрея и Влада.
— Нет, не только. Девушки ведь тоже могут заниматься промышленным дизайном. Точно знаем, что центр – для инициативных, талантливых и креативных людей.