Всё лучшее от мамы

Светлана Гладких
1 из 4 изображений
Всё лучшее от мамы
© фото: из семейного архива
2 из 4 изображений
Всё лучшее от мамы
© фото: из семейного архива
3 из 4 изображений
Всё лучшее от мамы
© фото: из семейного архива
4 из 4 изображений
Всё лучшее от мамы
© фото: из семейного архива

Письмо читательницы о своих близких людях продолжает серию рассказов, присланных в редакцию в рамках акции «Моя мама лучшая на свете».

Когда мама была жива, мы с ней часто пели вдвоем. Предлагала, как правило, она, а я присоединялась. «Горька ягода», «Станция», «Ночка луговая», «Под окном черемуха колышется» - мне нравилось все. Голоса у нас были одинаковые, они хорошо звучали вместе. Пели мы обычно за каким-нибудь делом: приготовлением пельменей, посадкой рассады, стиркой белья. Многие хозяйки уже давно обзавелись машинками-автоматами, но мама сопротивлялась. Считала, что устройство не сможет хорошо выполоскать вещи, да и установка его будет затратной и невыгодной. Вот мы с ней и колдовали над этими простынями и наволочками, при этом общались, пели, вспоминали.

Моя мама Анастасия Петровна Рябова родилась в Башкирии, в старинном купеческом городе Бирске, расположенном на реке Белая. По ней ходили пароходы, а на берегу была пристань, к которой они причаливали. Бирск состоял из каких-то возвышений, спусков, оврагов. Найдя удобное место, можно было обозревать окрестности. Природа вокруг – потрясающая. Густые липовые леса с ягодами и грибами, высокие благоухающие луга. В городе жили люди разных национальностей: русские, башкиры, татары, мордва, марийцы. Мама с детства слышала разнообразную речь, запоминала пословицы, поговорки, любовалась национальными костюмами, изучала танцы и песни. Был в городе свой театр, три библиотеки, пединститут, фармучилище, исторический музей, три церкви, мечеть и огромная пожарная каланча – памятник архитектуры. До революции через Бирск хотели проложить железную дорогу, об этом хлопотали местные купцы, даже построили большой и красивый вокзал. Однако дорога так и не появилась, а в здании вокзала расположилась школа №1. В ней училась моя мама. Но это уже после войны. А до этого пришлось ей с земляками испытать голод, бедность и лишения.

Она хорошо запомнила день, когда ее отца забирали на фронт. Со своей мамой Александрой и братом Иваном она стояла в толпе и смот­рела во все глаза на построенных в шеренгу мужиков. Тех погрузили на подводы, запряженные лошадьми, и повезли в Уфу. Отец сидел неподвижно и вдруг неожиданно замахал рукой, и трехлетняя Настя узнала его, тоже замахала в ответ. До войны Петр не успел достроить дом. Александра с детьми обосновалась в школе, стала работать там уборщицей. По ночам вместе с другими женщинами снимала с географических карт марлю, вымачивала ее от клейстера, стирала, красила и шила Ивану рубашки. Мальчик ходил в школу, а надеть ему было нечего. Настю определили в детский сад для ослабленных детей фронтовиков. Она просилась домой, скучала. Приходила мать, приносила нехитрые гостинцы: морковку, репу - уговаривала дочь остаться:

— Потерпи еще немного. Здесь хоть кормят, а дома что? Голод.
Свой паек хлеба Александра делила между детьми, а сама пухла от голода. Летом пекла лепешки из лебеды, которые были черными и мгновенно черствели. Если удавалось раздобыть муку - делала из нее заваруху, заливая кипятком. В тыл приходили эшелоны с окровавленными бинтами, Александра ходила их стирать. Ей хотелось помочь фронту. Где-то далеко воевал ее муж, был несколько раз ранен, последний - тяжело, лишился глаза.

Вернулся Петр с войны зимой 1945 года, демобилизованных бойцов отпускали постепенно. Настя играла на крыльце школы и первая увидела отца. Он шел по аллее в длинной шинели, в шапке с отвернутыми ушами, постаревший и осунувшийся. Сначала сняли дом, а потом отец построил собственный. Плотник он был замечательный, умелый.

Моя мама очень любила читать. Самостоятельно записалась в библиотеку, брала книги о приключениях, о животных, но особенно она любила стихи. Многие знала наизусть. Отдавала предпочтение Некрасову: «Мороз Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская», «Парадный подъезд», «Железная дорога» и другие. У мамы были прекрасные волосы цвета пшеницы. Густая длинная коса не давала покоя учителям. Во время урока они подходили, щупали, спрашивали: «Своя? Не приплела ли?».

После школы получила профессию бухгалтера. В 19 лет на танцах в местном Доме культуры познакомилась с хорошим парнем Виктором, моим отцом. Он был на шесть лет старше. Добрый, внимательный, мудрый. Поженились, стали жить с его матерью Пелагеей Федоровной. Сначала Насте было тяжело, свекровь была женщина властная, требовательная. Но потом родилась дочь Надежда, моя сестра, и бабушка смягчилась, полюбила внучку, да и невестку заодно.

Когда Наде исполнилось пять лет, мои родители поехали в Казахстан на молодежную стройку в город Ермак. Там на реке Иртыш возводилась гидроэлектростанция. Работы было много. Мама трудилась бухгалтером, папа электромонтажником. Вскоре им дали квартиру, а через три года родилась я. Мама успевала все: шила нам с сестрой платья, сарафаны, пальто, вышивала скатерти и покрывала, вязала крючком салфетки и воротнички. Пекла вкусные булочки и шаньги. По воскресеньям всей семьей ездили в областной город Павлодар. Покупали там пластинки. Мои родители одни из первых в доме приобрели проигрыватель и телевизор. Экран у него был крошечный, но это не беда. Вечерами у нас в квартире собирался весь подъезд, приходили со своими стульями и табуретками, смотрели фильмы, концерты, весело общались.

В 1970 году мы переехали в Железногорск. Папу пригласили как специалиста по монтированию подстанций. Сначала жили в гостинице, через месяц получили квартиру на улице Ленина, в так называемом болгарском доме. В то время он был последний. Сестра пошла в пятый класс школы №2. Мама устроилась главным бухгалтером в филиал «Курсксельхозпроект». Я всегда была к ней очень привязана. Меня она всюду брала с собой: на стадион в группу здоровья, в парилку, в косметический кабинет. Кстати, он был единственный в городе и размещался почему-то в мужской парикмахерской на Ленина, 40. В праздники мы любили с ней смотреть по телевизору выступления «Виртуозов Москвы» и театральные постановки.

Когда у нас с сестрой появились дети, мама разделила с нами заботу о них. Играла, гуляла, готовила, шила, вязала, забирала из детского сада и встречала из школы. Ей все время хотелось помочь, всегда быть рядом, поддерживать, защищать и любить. Не удивительно, что все самое лучшее, что я умею в жизни, я получила от мамы.

Продолжается акция «Моя мама лучшая на свете». Расскажите историю ее жизни, как она преодолевала трудности, когда растила вас и заботилась о семье, чему научила и почему для вас она самая­-самая. Наверняка память хранит яркие моменты, где мама – главное действующее лицо. Ждем ваши рассказы и фотографии мамы, можно предоставить семейное фото, ретро­фото. Написать или рассказать журналистам можно и о названных мамах – приемных, крестных, о своей свекрови, если она близка вам, как родная. Свои рассказы и фото присылайте на почту ferumnews@yandex.ru.


АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ