«Всем желаю жить долго и не болеть»

светлана староста
1 из 2 изображений
«Всем желаю жить долго и не болеть»
© фото: из личного архива героев публикации
2 из 2 изображений
«Всем желаю жить долго и не болеть»
© фото: из личного архива героев публикации

Валентине Афанасьевне Ворониной в январе нынешнего года исполнилось 95 лет.  Ее муж Александр Степанович такой юбилей отметит в июле. Вместе супруги уже 74 года. Знакомы с первого класса. На их детство и юность выпала война, оккупация, голод, страх, тяжелый труд в колхозе, послевоенные трудности. Но их всегда поддерживали любовь, доброта, взаимоуважение и понимание.

Сейчас супруги живут в семье среднего сына Александра в большом красивом доме. Они рассказали, что у них своя прекрасная комната. Дети и внуки окружают их заботой и любовью, жаль только, что нет здоровья. Годы берут свое. Часто, уединившись вдвоем, супруги вспоминают прошедшее время, и на короткий миг возвращаются в свою молодость.

Вот что нам рассказала Валентина Афанасьевна.

Трудовое детство

Родилась она в Калиновке в 1927 году. Через два года ее семья переехала в отделившийся поселок имени Крупской. В те годы подобные поселения создавались довольно часто: в селах не хватало земли. Когда-то на том месте была помещичья усадьба, сохранился красивый яблоневый сад.  Маленькая Валя жила с мамой, дедушкой и бабушкой и младшей сестрой мамы.

— Относился наш поселочек тогда к Дмитриевскому району, сейчас это уже Хомутовский район. В километре от нас была Брянская область, в пяти километрах - Украина, Глуховский район. 
В первый класс девочка пошла в соседнее село Клевень, там была школа-четырехлетка. Будущий супруг Александр Воронин как раз жил в этом селе, и дети стали учиться в одном классе. В пятый и шестой класс они уже ходили в Калиновку за 5 км. Украинские села Сопыч и Троебортное располагались гораздо ближе, можно было пойти и туда, но весной разливался ручей, который преграждал дорогу на долгое время.  Вскоре в поселке Клевень из полуразрушенной церкви построили семилетнюю школу, Валентина и Александр стали учиться в ней.  Они помнят, как в 7 классе вступали в комсомол. Подготовились основательно, выучили наизусть Устав. Их и еще нескольких подростков повезли в Хомутовку, где располагался комитет. Все радовались, что вот-вот станут комсомольцами, а это так почетно и ответственно. Но в первый раз ничего не получилось. Возраст, оказывается, не подошел. «Как же так, - думали ребята, - мы так хорошо работаем в поле, стараемся наравне со взрослыми, а в комсомол нам рано?» Действительно, с 10 лет трудились ребятишки.  Им было непросто. Ходили и рвали сурепку по овсу. У пшеницы срывали головню (болезнь, вызванная грибком). До войны сеяли в колхозах кок-сагыз. Это такой казахский одуванчик, в его корнях содержалось большое количество каучука. Детям поручалось срывать пушистые шарики с семенами. А корни потом выпахивали и отправляли на производство резины. Ребят привлекали и к покосу травы. Лето, жара несносная, хочется пить. Пошли дети в лес, там в глубоких колеях дороги осталась после сильного дождя вода. Пили ее, зачерпывая своими худыми ручонками. Это навсегда врезалось в память.

Жизнь в оккупации

Началась война.  Курскую область немцы захватили в октябре 1941 года. Но в поселке, где жила Валентина с родителями, пока было тихо. Правда, каждый день прилетал самолет, «Рама», с двумя двигателями и хвостами, прозванный в народе «летающий глаз». Спускался низко, наводя своим гулом страх на людей, что-то выслеживал, фотографировал.  В 1942 году стали формироваться партизанские отряды. 

— Первый назывался Эсманский, потому что организован был в поселке Эсмань Глуховского района Сумской области. Однажды стоим мы с дедушкой на крыльце, проезжает по дороге подвода, на ней человек сидит, при нем большая бочка с дегтем. Пригляделись, а это Сидор Ковпак – партизанский командир. Это он на разведку приезжал под видом продавца дегтя. Вскоре Эсманский отряд приехал к нам в поселок. Дедушка мой был преданный Советской власти человек. В нашем доме и обосновался командирский штаб. Пробыли партизаны недолго, всего неделю, но событий произошло тогда немало, — вспоминает Валентина Воронина.
Погиб красивый молодой командир Федор Бондаренко. Он поменялся с товарищем наганом, очевидно, в знак дружбы и братства.  Оружие, которое получил, оказалось с взведенным курком. Когда парень случайно нагнулся, наган выпал и выстрелил.  Это была первая смерть, увиденная Валей. Похоронили командира в саду. После освобождения района в 1943 году приехала его жена и забрала на родину, чтобы перезахоронить там. 

Однажды партизаны привезли в поселок пойманного на Украине старосту. Он был из села Коренек. При попытке к бегству он был убит. 

— А если бы ушел и доложил, то не сносить бы нам головы. Сожгли бы, как жителей Большого Дуба. И нашу семью казнили бы, штаб-то у нас в доме стоял, — считает Валентина Афанасьевна.
В Хомутовском районе было создано два партизанских отряда: имени Ворошилова и Боженко.  Сначала партизаны находились в  Хинельских лесах.  Там у них располагался штаб.  Валентина помнит, что сельчане неоднократно возили им туда сено. Потом защитники родины перебрались в Брянские леса. Рассказывали, что многие из них погибли во время антипартизанских операций немцев. 

Зимой 1942 года пришли в поселок мадьяры. Это были очень жестокие венгерские каратели: увечили, убивали всех, кто попадался им на пути.  Сначала отметились в поселке Жеденовский. Зашли в один дом, там жила женщина с четырьмя детьми. Самого маленького годовалого мальчишечку прокололи штыком и таскали так по всему поселку. Об этом рассказала девочка, сестра убитого ребенка. Она спаслась, прибежала в поселок имени Крупской, там ее приютили. А поселок Жеденовский полностью был сожжен.

В Валентинин дом мадьяр также заглянул. Его визит чуть было не закончился трагедией. Он уже стал наступать на девушку, выделив ее из всех остальных. Мать закричала, что она маленькая, ей всего 15 лет, а тот: «Нет, ей 20». Но неожиданно злодея позвали с улицы, и он скрылся за дверями. Широко раскрытыми глазами все смотрели друг на друга, не веря своему спасению.  

15 марта 1943 года немцы сожгли поселок, где жила семья Вали. Из 40 хат осталось только четыре. Жители разбежались кто куда. Валя со своими родными поселилась в местечке, расположенном в Брянской области, в километре от Курской.  Когда немцы стали отступать, всех жителей согнали в подвалы для хранения овощей. Рано утром Валя с бабушкой решили сходить в свой родной поселок, посмотреть, нельзя ли вернуться домой.  Повсюду колоннами уходили немцы.  Некоторые впряглись вместо лошади в телегу, в которой лежали раненые, оттуда доносился стон. Через четыре дня Валя увидела, как по поселку ходят солдаты. На пилотках у них – звездочки. «Наши, бабушка, наши!» - закричала девочка.  Вернулась семья на прежнее место, предстояло отстроить пострадавший от пожара дом. Однако полностью район был освобожден только 28 августа 1943 года.

 Мир и любовь

— Помню, наступило лето 1944 года. Стали к нам приходить мальчишки из соседнего села, веселые, с гармошками. Понравились им наши девчата. И Александр мой пришел. Через время мы с ним снова встретились. Тут уж вспыхнула у нас любовь. В декабре 1944 года его забрали в армию. Ему только 17 с половиной было. Попал на Дальний Восток в отряд подводного плавания. Прошел там обучение и стал служить в резервных частях военно-морского флота на подводной лодке. Через четыре года пришел в отпуск, тут мы и поженились. Потом он вернулся на службу, ему еще год оставался, а я стала ждать его, живя, как полагается, со свекром и свекровью.
Отслужив, Александр вернулся домой, к своей жене Валентине, чтобы уже больше никогда с ней не разлучаться. Зажили счастливо и спокойно. Работали вместе в селе. Родились дети: сыновья Евгений и Александр, дочь Татьяна. Теперь все они живут в Железногорске. Есть внуки и правнуки. 

— Чтобы семья была крепкой и счастливой, надо любить друг друга, прощать, понимать, жалеть. Всем-всем людям желаю жить долго и не болеть, — сказала Валентина Афанасьевна.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ