Вместе по судьбе

анна бессарабова
1 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских
2 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских
3 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских
4 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских
5 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских
6 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских
7 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских
8 из 8 изображений
Вместе по судьбе
© фото: анна бессарабова, из архива Хованских

Марина и Игорь Хованские не расстаются друг с другом шестнадцать лет. Девять из них жена прикована к инвалидной коляске, а ее муж за это время научился тому, что знает и умеет не каждый реабилитолог.

В тяжелые минуты люди защищают себя и близких фразой: «Бог посылает испытания тем, кого больше любит». Марину и Игоря Господь действительно любит - он посылает им не испытания, а силы их преодолеть. Железногорцам, слышавшим о судьбе Хованских, собственные невзгоды и тяготы кажутся пустяками. Другие бы сломались, отчаялись, замкнулись, а наши герои излучают нежность и стойкость, терпение и решимость, веру в себя и в то, что со всем в этой жизни можно справиться...

Случайная встреча

До 2006 года они ничего друг о друге не знали, хотя в юности у них были общие приятели. Семья Марины приехала в город горняков из Челябинской области, Игоря - из Воронежской. После учёбы в железногорской школе Марина перебралась в Санкт-Петербург, стала медиком. А Игорь 17 лет проработал на МГОКе, в предыдущем браке у него родилась дочь.

— В 2005-ом умерла мама. Скоропостижно. Обширный инфаркт. Мне позвонил папа - сообщил о случившемся. И во время разговора я поняла, что ему очень плохо. Находясь в Питере, по телефону вызвала железногорскую скорую. Доктора потом сказали: «Еще бы пять минут - и был бы второй гроб», — вспоминает Марина.
Ее отец был в тяжелом состоянии. Дочь оставила все и приехала ухаживать за родным человеком. Каждый день говорила себе: «Скоро папе станет лучше, и я вернусь в Петербург». Только обстоятельства отменяли ее планы.

В Железногорске Марина временно открыла свой кабинет – для массажа и консультаций. Однажды совершенно случайно туда заглянул ее будущий муж.

— По соседству проводился турнир воинов-афганцев по боксу – из любопытства пришел посмотреть. На входе в здание мне дали визитку Марины. А я, чтобы вы знали, до нашей встречи попал в аварию – «сели» шейные позвонки, полгода не мог спать по ночам. Уже потом Марина меня восстановила: ходила со мной в бассейн, на одной руке вытягивала позвоночник под собственным весом на воде. Между прочим, в Железногорске специалистов по шейным позвонкам нет. Марина здорово выручила. Но это все было позже – а в тот день мы просто разговорились, — поясняет Игорь.
Марина признается: сразу почувствовала, он свой, родной. Стали общаться. Поклонник не задаривал симпатичную женщину букетами и конфетами, а трогательно о ней заботился: приносил салатики, подкармливал – «ты в своих трудах обо всем на свете забываешь».

Когда умер Маринин папа, Игорь не отходил от нее ни на шаг. И когда через месяц она пришла в себя, было понятно, что их уже никто и ничто не разлучит.

Врачебная ошибка

В 2013 году брат Марины (он сейчас живет в Череповце) попал в больницу.

— Возникли проблемы с сердцем. Я повезла его на тяжелую, 11-часовую, операцию в Питер. С августа по ноябрь была с ним в клинике. И пока сидела рядышком, подумала: «Пока я здесь, проверю-ка свои почки». Проверила – медики посоветовали прооперироваться: «Сделаем два прокола, и через день вы будете дома. Это несложно», — вздыхает Марина.
Но получилось иначе. После операции она не смогла встать. Инфаркт, сепсис, отек легких и спинного мозга. Две недели комы, четыре месяца на больничной койке. Хованские до сих пор не знают причин врачебной ошибки.

— Меня выписали с первой группой инвалидности. Я лежала тушкой - не шевелясь. Ничего не могла. Совсем, — рассказывает Марина.
Игорь разрывался на части - в Железногорске лежала его мама с последней стадией онкологии, в Питере – парализованная жена. А он еще и продолжал работать - ездил в командировки.

— Как он все выдержал, не знаю. Без Игоря я не справилась бы. Не представляю, что со мной было бы, — пожимает плечами Марина.
Ее муж, стесняясь, пытается перевести тему: «Лучше расскажи, как ты поставила на ноги 100-летнюю соседку по палате».

Действительно, глядя на мужественную Марину, которая не плакала и не жаловалась, хрупкая старушка-петербурженка начала копировать ее упражнения. Постепенно поднялась и пошла, хотя до этого два года лежала после переломов шейки бедра. Мало того, Марина (а ей тогда не было 55 лет) помогла в реабилитационном центре и другой пациентке - перенесшей инсульт, заставила ее встать с койки и сбросить лишний вес.

Марина с Игорем вдохновляли больных людей. И врачей.

— Идем на реабилитацию - поем. Обратно - тоже. Нас называли «поющим дуэтом». Дело в том, что мне трудно было дышать – из-за нарушений на уровне диафрагмы. И чтобы сделать полный вдох, я пела. А Игорь подхватывал - поддерживал, — улыбается Марина.
Игорь всегда был рядом: в бассейне, на тренажерах. Ездил с женой из больницы в больницу, из одного реабилитационного центра в другой.

«Ты за кого молишься?»

Вернувшись домой, Хованские сделали ремонт, чтобы Марине удобно было передвигаться по квартире в коляске. В 2014 году они повенчались, в 2018-ом расписались.

— Однажды православный священник сказал мне: «Ты за кого молишься? Вы же не женаты». Мы тут же решили исправить эту оплошность, — говорит Игорь.
За 9 лет у Марины было всё: и депрессия, и слезы 24 часа в сутки, и нежелание бороться за себя, и непонимание: «Зачем стараться, если ничего нельзя изменить?». Игорь не сюсюкал, не нянчился, не уговаривал.

— Если бы муж заявил: «Ну-ка прекрати страдать! Встала и пошла!», я бы точно легла и не поднималась. Но он действовал мягко: «Ну не можешь - тогда отдохни, полежи». И мне так стыдно становилось. Недавно спросила его: «Что было самым страшным для тебя?». Он удивил: «Я боялся поднимать тебя на руки. А еще думал, что готовить не сумею». Я рассмеялась. Все настоящие беды и трудности он преодолевал, не углубляясь в «что же делать? как будем дальше жить?». Со стороны казалось, что у него все легко получается, — замечает Марина.
А Игорь добавляет: «Жена - сама борец. Люди с инвалидностью, врачи многому у нее учились»…

На последней реабилитации медики сломали Марине ступни. Опять в Санкт-Петербурге. И опять горе-специалисты не признали свою ошибку. Наша героиня и в этот раз не стала жаловаться на судьбу - снова сражается с трудностями.

— Не хочу обсуждать плохое. Стараюсь справляться с проблемами. Когда накрывает – терплю. Игорь помогает работать над собой, — продолжает Марина Хованская.
Конечно, разговор коснулся и темы доступности городской среды для людей с инвалидностью в Железногорске. Пока здесь не хватает удобных спусков и подъемов на дорогах. Не во всех учреждениях предусмотрено, как колясочники будут подниматься на верхние этажи. Средства реабилитации периодически выдаются людям с инвалидностью под открытым небом.

— Нынешний руководитель Железногорского отделения Всероссийского общества инвалидов Геннадий Толстов делает очень много. Но не все от него и нас зависит, бытовых сложностей хватает. Например, Марина получала консультацию у уролога в медсанчасти под лестницей - на коляске наверх никак не подняться. Свободного входа для колясочников нет во многих учреждениях. Мало мест для занятий спортом с элементами реабилитации, — перечисляет Игорь.
Хованские надеются, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону. По словам супругов, их история - не исключительная. В городе растет число людей с инвалидностью, которые хотят жить полноценной жизнью. Всем им нужна доступная среда, чтобы они не чувствовали себя затворниками.

— Нас с Игорем двое, а тем, кто одинок, как быть? На кого полагаться? — беспокоится о других Марина.
Она необычайно деятельная: участвует в спартакиадах, вяжет, вышивает, отлично готовит, поддерживает своих знакомых, нуждающихся в помощи. Беда не изменила ее и Игоря. Может, только сделала их сильнее.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ