Понять самого себя

Светлана Староста
1 из 7 изображений
Понять самого себя
© Фото: Светлана Староста
2 из 7 изображений
Понять самого себя
© Фото: Светлана Староста
3 из 7 изображений
Понять самого себя
© Фото: Светлана Староста
4 из 7 изображений
Понять самого себя
© Фото: Светлана Староста
5 из 7 изображений
Понять самого себя
© Фото: Светлана Староста
6 из 7 изображений
Понять самого себя
© Фото: Светлана Староста
7 из 7 изображений
Понять самого себя
© Фото: Светлана Староста

В Железногорске на базе общественной организации «Равенство» совместно с Центром развития и социальной адаптации «Мы вместе» был создан клуб психологической помощи «Островок» для родителей, имеющих особенных детей.

Сформировано объединение было в начале нынешнего года, но эпидемия коронавируса приостановила на время его работу. И вот 12 июля вновь состоялась долгожданная встреча. За чашкой чая, в непринужденной обстановке участники клуба пообщались с психологом Татьяной Самойловой. Признались, что для них это, как глоток свежего воздуха, возможность взглянуть на свои проблемы с другой стороны, почувствовать радость и удовлетворение жизни.

психолог отражение.jpg

— Я занимаюсь аналитической психологией в динамическом подходе. И весь спектр моей деятельности направлен на создание стабильной личности. Если человек будет стрессоустойчив, то он справится с любыми трудными ситуациями. Для родителей, имеющих детей-инвалидов, это особенно важно. Они должны научиться на все реагировать спокойно. Не только болезнь ребенка, но и несправедливое отношение близких людей, друзей, соседей, просто прохожих могут принести им травму, страдание. Надо уметь правильно реагировать на этого, отделять главное от суетного и пустого, - сообщила Татьяна Самойлова.

Она подчеркнула, что ребенок воспринимает себя через отношение к нему взрослого. Мама может просто раздражаться, у нее на это тысячи причин: устала, «жизнь заела», начальник отругал, денег не хватает. А ребенок думает, что недовольны именно им, что он плохой, и страдает от этого, замыкается, плохо развивается. А если мама улыбчива, спокойна, доброжелательна, то малыш уверен, что его любят, принимают, что все у него получается правильно. Если мама особенного ребенка сохранит мир в своей душе, поймет, что она намного счастливее, чем мамы здоровых детей, потому каждый день совершает невозможное, преодолевает, превозмогает и побеждает. «Все на свете звезды зависят от нее». Как это ответственно и важно. Общие занятия, встречи, помощь специалиста помогают мамам с особенными детками полноценно жить.

Как же было построено занятие?

Для начала Татьяна предложила нарисовать мост, который олицетворял бы жизнь человека. Некий переход из темного состояния - в светлое. Немного подумав, все принялись за работу. Запестрели на листочках скалы, острова, тучи, молнии, дожди, лучи ослепительного солнца. У кого-то мост был деревянный, самодельный, ненадежный. У кого-то, наоборот, – мощный и основательный. Кто-то просто перекинул через маленький ручей сухое дерево, а у кого-то вместо моста получилось сломанное колесо. Когда рисунки были готовы, началось обсуждение ситуаций.

  • Моя жизнь – это постоянное движение по кругу. Бегу, бегу, как белка в колесе, и нет этому конца. Подумать и остановиться – невозможно. Все на ходу. Быстро мелькают часы, дни, недели, года. И вдруг колесо сломалось….

  • А мой мост соединяет два берега. На одном – авоськи с продуктами, школьные учебники, швабры, тряпки, немытая посуда. На другом – берег моря. Шезлонги, белый парус, чайки, цветущие магнолии. Мне очень хорошо на этом берегу. Помните, как у Бродского: «Когда так много позади всего, в особенности - горя, поддержки
    чьей-нибудь не жди, сядь в поезд, высадись у моря».

  • Я думаю, что роль моста вполне может выполнить поваленное дерево. Идти по нему, конечно, опасно, можно свалиться в воду. Но я не пойду один. С другом, например, или с братом. По жизни меня всегда кто-нибудь поддерживает. Перебравшись, мы по тропинке поднимемся наверх, там стоит небольшой, но уютный домик. В нем прохладно и спокойно – спрячемся там.

  • По моему мосту несется поезд. Он въезжает в темный тоннель. Абсолютно все скрывает тьма. Но она ненадолго. Проходит время - и вагоны с радостью вырываются навстречу свету, зеленой листве, ярким цветам. Поезд приезжает в город, красивый старинный. Мой рисунок имеет конечный пункт. У меня так: есть сложная ситуация, я думаю о ней, переживаю все ее моменты, ищу решение. Никогда не паникую, знаю, что из темного тоннеля есть выход.

  • Когда-то давно у меня была дача. Там протекал небольшой ручей. Мне очень хотелось, чтобы через него был перекинут мостик. Так и случилось в итоге. Деревянный, красивый, резной. Я именно его нарисовала сейчас. Вот гроза, молнии. Ну и что. Погремит и перестанет. Для меня это вообще ничего не значит. У меня не бывает такого, чтобы всегда было темное. У меня всегда все хорошо. Конечно, я не сразу к этому пришла. Сейчас я принимаю любую жизненную ситуацию. Нет ничего страшнее, чем болезнь собственного ребенка, но я и это приняла.

Родители показали себя поистине творческими личностями. Они не только изобразили ситуации, но и рассказали о них в жанре сказки или эссе. Получилось интересно и позитивно. Психолог Татьяна Самойлова рассмотрела каждую ситуацию. При этом все с удовольствием участвовали в разговоре. Вспоминали что-то свое, советовали, успокаивали, вселяли надежду. Получалось конструктивное решение проблем. Страх и тревога исчезли сами собой, а им на смену пришел свет, уверенность и благоденствие.

— Сегодня для меня было важно, чтобы все участники разговора поняли самих себя, свои психологические защиты. Чтобы в дальнейшем они смогли что-то поменять в своей жизни в лучшую сторону, смогли почувствовать полноценную радость и счастье, — подчеркнула Татьяна Самойлова. 
— Очень хорошо, что на базе нашего общества «Равенство» заработал клуб поддержки родителей. Всегда с радостью приходим сюда, с удовольствием участвуем во всем, помогаем себе и своим детям. С помощью психолога мы находим внутренние силы, чтобы дальше жить и творить, — подчеркнула руководитель общества «Равенство» Анна Гущина.

— Наблюдая за детьми в нашем центре, мы поняли, что очень важно вести работу по коррекции и адаптации поведения не только с малышами, но и их родителями. Многие проблемы идут именно из семьи. Надо научить взрослых, как правильно вести себя в той или иной сложной ситуации с ребенком. Тогда и эффект будет, — отметил директор Центра развития и социальной адаптации «Мы вместе» Сергей Лебедев. 

— Здесь мы постепенно становимся счастливыми. Радуемся своим детям. Стараемся на занятиях зацепить что-то главное, чтобы потом применить в общении с детьми. Мы очень сдружились здесь. Стали одной большой и дружной семьей. Помогаем друг другу. Мы едины, — говорят участницы клуба Наталия и Светлана.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ