Об этом нельзя молчать

светлана романчикова
1 из 1 изображений
На занятии по профилактике буллинга с социальным педагогом Натальей Рябиковой дети вырастили «Дерево толерантности». На листочках они писали качества, которые помогают взаимопониманию.
© фото: Светлана Романчикова

Проблема буллинга существует, она очень непростая, и пока никто не предложил однозначных решений.

Социальный педагог Наталья Рябикова убеждена, что работа, направленная на создание позитивной среды в детском коллективе, поможет предотвратить враждебные настроения. Занятие по профилактике буллинга Наталья Владимировна провела для воспитанников стационарного отделения железногорского центра соцпомощи «Добродея».

Буллинг (от англ. Вullying – запугивание, издевательство, травля) – это агрессия одних детей против других. Это может быть как психологическое, так и физическое воздействие. Наиболее распространён буллинг в начальной и средней школе, к 10–11 классам он постепенно сходит на нет.

На занятии «Стоп буллинг» дети и подростки посмотрели отрывки из мультфильма «Гадкий утенок». Обсудили ситуации, пережитые главным героем, не похожим на других обитателей птичьего двора. Каждый ребенок рассказал педагогу, что он сможет сделать, чтобы не допустить травли и подобных ей ситуаций. В ходе игры-тренинга «Спускаем пар» дети озвучили качества, которые не нравятся им в друзьях, а услышав высказывание в свой адрес, поразмышляли, как можно измениться в лучшую сторону. Участники занятия узнали, что есть упражнение на избавление от гнева и агрессивности. Итогом стал свод правил, которым дети пообещали следовать в общении друг с другом: не выяснять отношения с кулаками и не допускать взаимных оскорблений, не смеяться над чужими недостатками и не портить чужие вещи, а самое главное – не быть равнодушными к окружающим.

Наталья Рябикова рассказала нам об основных понятиях буллинга и дала советы родителям несовершеннолетних.

Как понять, что ребенка травят

В буллинге три основные роли: буллеры придумывают и возглавляют издевательства, сама жертва и наблюдатели, стоящие вроде бы в стороне от конфликта, но всё равно одобряющие либо осуждающие его участников. Последствия, так или иначе, разделяют все.

Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают учителей заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя.

Дети предпочитают скрывать факт травли из-за стыда, страха или других побуждений. Если дело дошло до рукоприкладства, трудно не заметить на теле ребёнка синяков, ссадин и шишек. Но душевные раны не так очевидны. Внимательному родителю стоит насторожиться, если ребенок становится излишне уступчивым и осторожным, находится в подавленном состоянии, его успеваемость снижается, он не хочет идти в школу, ни с кем не общается, проявляет беспокойство и тревожность, жалуется на беспричинные боли в животе и груди, нарушается сон, учащаются простуды и другие заболевания.

Как бороться с буллингом

Работа должна проводиться со всеми участниками конфликта: и с жертвой буллинга, и с агрессором, и с классом. Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Никто не виноват, особенно сам ребёнок. Чтобы он не закрылся, а рассказал всё, как есть, Наталья Рябикова советует, прежде всего успокоиться.

— Разговаривайте в уравновешенном состоянии, не спешите. Сделайте все, чтобы ребенок расслабился и смог довериться. Расположитесь так, чтобы быть с ним на одном уровне, возьмите за руку, закажите пиццу. Когда ребёнок полностью выскажется, обсудите проблему и приступайте к поиску решения. Обязательно скажите, что выход есть, он не одинок, вы поможете.
Фразы, которые помогут вам построить диалог.

«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.

«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.

«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.

«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.

«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.    

Детский телефон доверия 8-800-2000-122 работает круглосуточно. Вам ответят опытные психологи. Звонок анонимный, бесплатный и конфиденциальный.Также по вопросам травли и буллинга можно обратиться к специалистам комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по телефону 8 (47148)3-70-14.


АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ