Каждый месяц мы рассказываем читателям, что происходит на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, во время рейдов по неблагополучным семьям, пишем об итогах работы опеки и полиции в борьбе с подростковой преступностью. Деятельность специалистов этих направлений сложна и ответственна, но вместе с тем важна и необходима.
Инспектор по делам несовершеннолетних МО МВД России «Железногорский», лейтенант полиции Виктория Соколова – хрупкая девушка, ведет борьбу с нерадивыми родителями, помогает детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Разрешите представиться
В профессии Виктория Сергеевна три года. Окончила Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, где изучала юриспруденцию. В Железногорске сначала работала в должности полицейского взвода комендантского по охране объектов органов внутренних дел, потом ее, молодую и энергичную, заметили в отделе по делам несовершеннолетних и предложили сотрудничество.
— Начальник отдела Марина Петровна Пономаренко объяснила специфику работы, я сказала, что готова попробовать и не пожалела о своем решении, — отметила Виктория.Доверяй, но проверяй
Вместе с инспектором Соколовой мы посетили семьи, которые находятся под ее пристальным вниманием. По первому адресу нас встретила Олеся Петрова (имена всех героев публикации, кроме должностных лиц, изменены), мама двух девочек. По словам Виктории Соколовой, хозяйка квартиры – добрый и совершенно не скандальный человек. В каком бы состоянии она ни находилась, ее дочери всегда накормлены, а в холодильнике есть продукты. На этом положительная характеристика гражданки Петровой и заканчивается.
Олеся страдает алкогольной зависимостью. Может уйти в недельный запой. Нет надежды и на биологического отца девочек. Если Петрова пьет запоями, то Козлов – ежедневно.
В этот раз Олеся была трезвой. Инспектора порадовало, что в холодильнике много хорошей еды: мясо, рыба, фрукты, овощи. На плите в кастрюле кипел картофель и морковь. Хозяйка пояснила, что собирается приготовить салат «Сельдь под шубой».
Виктория Соколова попросила Олесю навести порядок в квартире: выбросить хлам, помыть полы. Петрова согласилась, кивая головой, а потом резко метнулась в соседнюю комнату и как вещественное доказательство готовности вступить в бой с бардаком принесла новую гардину, которую накануне купила на рынке. Вот только повесить ее было некому. Инспектор предложила сожителю Олеси справиться с этой задачей. Но мужчина не потерпел такого давления: снял тельняшку и показал небольшой шрам в районе шеи. Когда-то он сломал ключицу и теперь (по его мнению) не может работать физически.
Виктория Сергеевна предупредила Олесю, что ее пьющий сожитель увеличивает ее шансы сорваться и самой уйти с ним в запой. Петрова заверила, что Козлов здесь больше не задержится, ведь в скором времени она выйдет замуж за другого. Оказывается, Петрова познакомилась с молодым человеком, тот сделал ей предложение, о чем свидетельствует кольцо на безымянном пальце, и скоро она начнет с ним трезвую жизнь. По ее словам, будущий муж не пьет, работает водителем и готов взять на себя ответственность за счастливое будущее Олеси и ее детей.
— Мы продолжим следить за жизнью семьи Петровых. Хотелось бы верить в лучшее, но, к сожалению, большинство таких обещаний нельзя воспринимать всерьез, — отметила инспектор.Сработала на результат
Однако в памяти Виктории Соколовой есть случай, когда горе-родительница исполнила обещание бросить пить и взяла себя в руки. Почти год не притрагивается к спиртному, устроилась на работу, воспитывает детей, занялась собой: выглядит свежо и молодо.
— А до этого был кошмар. Во время запоя Ирина сбегала из дома, забирала последние деньги из семейного бюджета и тратила на алкоголь. Старший сын даже запирал мать в комнате, но та уходила через окно. Семья жила на втором этаже.За ум женщина взялась после одной из профилактических бесед, во время которой инспектор пояснила Ирине, что если она не перестанет пить, ее дети отправятся в приют, а то и в детский дом, потому что в итоге мать лишат родительских прав.
— На данный момент для Ирины дети важнее алкоголя. Посмотрим, как будет дальше. История вдохновляет, но мы не исключаем возможности, что женщина может взяться за старое. Держим руку на пульсе и периодически навещаем семью, — сказала Виктория Соколова.Пообещала измениться
А вот для Марины Ивановой алкоголь дороже ребенка. Вместе с мужем Андреем (ныне покойным) она вела разгульный образ жизни. Их совместным сыном занималась свекровь Клавдия Павловна. Смерть мужа не вразумила Иванову, она продолжила пить одна. Ребенка хотели отправить в приют. Баба Клава этого не допустила, сейчас оформляет опеку над мальчиком.
Вместе с Клавдией Павловной и четырехлетним Сережей инспектор Соколова позвонила в квартиру. Дверь открыла Марина. Женщина была трезвой, но в комнате разило табачным дымом. Мальчик бросился маме на шею, но Марина вела себя отстраненно. Спросила, кто купил ему игрушку и как дела в саду. К слову, с мальчиком она не виделась три дня. Клавдия Павловна сказала, что не препятствует их общению, но у мамы нет особого желания. На вопрос Виктории Сергеевны, планирует ли Марина устроиться на работу и пересмотреть свои взгляды на жизнь, хозяйка утвердительно кивнула и сказала, что и так нашла работу – посудомойщицей в кафе.
Клавдия Павловна сказала, что не верит в исправление невестки. Ждет, когда та перейдет от слов к делу. Инспектор пояснила Ивановой, что это ее последняя попытка взять себя в руки и наладить отношения с близкими людьми.
Когда служба и опасна, и трудна
Виктория призналась, что пока не научилась абстрагироваться от работы. Приходя домой, анализирует, как нужно было действовать в той или иной ситуации. Много работает с документами, бывают и ночные выезды. Например, родители запили и оставили детей одних в квартире, тогда Соколова выезжает на адрес, чтобы отвезти детей в приют.
А бывают ситуации, от которых идет мороз по коже, и в этом случае не дает растеряться только приобретенный опыт.
— Както вместе с коллегой мы выехали на адрес, где в присутствии ребенка пили и дебоширили женщина и трое мужчин. Хозяин квартиры не хотел нас впускать, бросался с кулаками на мою коллегу. Я успела вызвать наряд ППС. После этого мужчина пустил нас в квартиру и запер на ключ. Освободили полицейские, которые быстро подоспели на вызов. Когда хозяин квартиры протрезвел, он, конечно, извинялся, обещал, что больше такого не повторится. Подобного, и правда, не повторилось, пить мужчина не бросил, но вел себя корректно, — вспомнила Соколова.Эти истории Виктория не рассказывает своим родным, они и без того переживают. А сама потихоньку привыкает к суровой действительности.
— Для меня было шоком – узнать, сколько в городе пьющих семей! Хочется, чтобы с каждым годом их становилось меньше, потому и проводим профилактическую работу: беседуем, приглашаем в отдел, навещаем дома, ставим на учет, — подчеркнула Светлана.Удачи, Вам, Виктория Сергеевна, и новых побед на профессиональном поприще.