7 ноября считается в России днем рождения вытрезвителя. Первое подобное учреждение открылось в начале прошлого века, в 1902 году, в Туле по инициативе врача Федора Архангельского. Называлось оно «приют для опьяневших».
В 30-е годы появились спецприемники, позднее и сами медвытрезвители, которые просуществовали в нашей стране до 2011 года. Главное их назначение – борьба с уличным пьянством.
Как осуществлялась эта работа?
Дежурили обычно два милиционера. На автомобиле спецмедслужбы они курсировали по городу. Завидев сильно опьяневшего, шатающегося или уже валяющегося в кустах гражданина, подъезжали, забирали и доставляли в приемник. Там выяснялась личность задержанного, фельдшер производил осмотр и определял степень опьянения. Чаще всего доставленных граждан укладывали спать на топчан с подушкой и двумя простынями. Но были и такие места, в которых клиентов обмывали холодной водой из шланга, чтобы привести побыстрее в чувство. Утром фельдшер производил повторный осмотр. Человеку выдавалась квитанция о штрафе: от 10 до 25 рублей. Это было немало. Средняя зарплата в 70-80-е годы составляла 120 рублей. По месту работы пациента направлялось специальное уведомление, на основании которого человек мог подвергнуться общественному порицанию, лишиться премии или должности.
Работники медвытрезвителей проводили также профилактическую работу с пьющими гражданами, наставляли их на путь истинный, а если это не помогало, и человек попадал в вытрезвитель более трех раз, то его направляли на принудительное лечение от алкоголизма. Существовали такие ЛТП (лечебно-профилактические профилактории). Условия там были жесткие: взрослые, крепкие мужики, вспоминая свое пребывание там, плакали.
Многие боялись и переставали пить
О том, как работали медвытрезвители в нашем городе, мы спросили Владимира Мосолова, бывшего сотрудника железногорского медицинского вытрезвителя:
— Я проработал в вытрезвителе около десяти лет. Сначала был водителем, через пять лет, получив офицерское звание, стал начальником железногорского вытрезвителя. На этой должности я проработал два года, пока учреждение не было закрыто. В нашем городе учреждение перестало работать в 2004 году. Это было сделано в целях экономии бюджета. Людей в состоянии сильного алкогольного опьянения стали подбирать врачи «скорой помощи» и отвозить их в приемный покой медсанчасти.Владимир вспоминает, что, когда работал вытрезвитель, с пьяными было проще бороться, на них оказывалось воздействие, они боялись попадать туда, многие исправлялись. Пройдя лечение, уже не возвращались к рюмке. К тому же зимой их спасали от переохлаждения, возможных травм и преступлений.
Здание железногорского вытрезвителя находилось на переулке Автолюбителей, 7. С ним соседствовал криминалистический отдел. Сейчас там находится отдел вневедомственной охраны.
— Многие жители города осудили закрытие медвытрезвителя, ведь теперь железногорские алкоголики вообще перестали нести какое-либо наказание: ни штрафа, ни моральных переживаний в связи с уведомлением на работу. Пьяный человек в общественном месте не только является плохим примером для подрастающего поколения, но еще и объектом противоправных действий. Его могут обворовать или избить, он может замерзнуть на улице или совершить преступление, под воздействием алкоголя проявляя агрессию, — отмечает Владимир.По его словам, работа сотрудников вытрезвителей была непростой: они дежурили сутками, получали маленькую зарплату и постоянно взаимодействовали с буйными людьми, не имея при этом никакого оружия для самообороны. Но были и курьезные случаи:
— Помню, однажды к нам обратился подвыпивший человек с просьбой определить его в вытрезвитель. Сам пришел. Оказалось, что он изменил супруге, долго отсутствовал дома, и чтобы не было скандала и лишних вопросов, выбрал такой вариант. Квитанцию из медвытрезвителя предъявил в качестве доказательства. Супругой «гулена» позже был раскрыт. Все тайное всегда становится явным, — с улыбкой подчеркнул Владимир Мосолов.
В целом же ему работа нравилась. Был дружный коллектив из 20 человек, из них – восемь женщин. Когда приняли решение о закрытии вытрезвителя в городе, весь груз заботы о пьяных и алкоголиках приняли на себя медики.
Пьянство – это социальная проблема общества
Психиатр-нарколог Людмила Шалиманова рассказала, что за последние девять месяцев 2024 года в наш наркологический кабинет «Скорой» было доставлено 18 человек, помощь оказана четырем. Остальные в ней не нуждались. За этот же срок для медицинского освидетельствования на состояние опьянения в кабинет психиатра-нарколога сотрудники полиции привозили 471 человека. У 310 алкогольное опьянение подтвердилось, а 13 человек отказались проводить освидетельствование.
— Как показывает статистика, в настоящее время проблема алкогольной зависимости не утратила свою актуальность. Смертность, связанная с употреблением алкоголя, занимает в России третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Большинство отравлений, травм, преступлений и дорожно-транспортных происшествий совершаются в состоянии алкогольного опьянения. И на этом список не заканчивается, — поделилась Людмила Шалиманова.По словам нарколога, вытрезвители нужны. Они являются спасением для людей, уберегают их от совершения преступлений.
На государственном уровне
Кстати, в октябре на заседании Курской областной Думы депутаты поддержали внесенный губернатором проект закона о создании специализированных организаций для оказания помощи людям в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Это будет аналог вытрезвителей, которые действовали на территории региона ранее. Но они уже будут иметь лечебный профиль. В законопроекте предложено два варианта: создать организацию с нуля, либо открыть вытрезвитель на базе госучреждения. И в том, и в другом варианте вытрезвители будут рассчитаны на 10 мест. В штате помимо административного аппарата, должны быть фельдшер и сиделка.