А еще прекрасный семьянин, папа, дедушка, прадедушка. 14 сентября с супругой Аллой они отметили 61 год совместной жизни. Любят Шиповы в свободное от дачных хлопот время посидеть на балконе, посмотреть на проходящих мимо людей, полюбоваться любимым городом, который строился и развивался у них на глазах.
Привычка трудиться
Родился Виктор Шипов в 1935 году в селе Малоперекопное Балаковского района Саратовской области. Родители – крестьяне, работали в колхозе, растили пятерых детей. Виктор был вторым ребенком. Детство выпало тяжелое: война, голод. В 1942 году отца забрали на фронт. Назад он уже не вернулся, погиб. Мать поднимала ребятишек одна.
После школы Виктор поступил в судостроительное училище и, окончив его, стал работать на судостроительном заводе, там же, на Волге. Отслужил в армии и опять вернулся в родные края. Как раз в Балаково началось строительство ГЭС. Приехало много людей, стройка была большая. Однако Виктор все чаще задумывался: ну, пройдет еще лет пять, построят ГЭС, и что? Где работать потом? А тут газета «Комсомольская правда» попалась в руки, а в ней объявление, что в Курской области началось освоение месторождения железной руды, требуются многие специалисты, в том числе водители–дизелисты. Виктор решил поехать. Друзья поддержали, мол, не понравится – вернешься назад.
Шел 1959 год. Зима. Январь. Морозы. Но молодого человека уже было не остановить. В Дмитриеве жил знакомый, встретил, направил. Поселился Виктор в Михайловке. На второй день поехали смотреть, где находится этот карьер. Едут. Все леса, леса, деревня Остапово, поселок Комарой. Поднялись на горку. Приехали. Проволокой место огорожено. Вот вам и гараж. Стоят хаотично шесть машин. Землянка выкопана. Из нее труба торчит. Дым идет. А зданий никаких нет. Подошел механик, сообщил:
– Машины с Волгодона. Там строили канал, теперь вот нам пригнали. Выбирай сам, на какой будешь работать.
Водитель Шипов осмотрелся. Ну и ну. Стоит МАЗ, дверцы настежь, капот открыт. Нет, такого не надо. Чуть поодаль — грузовик ЯАЗ:
– Что с ним? – спросил Виктор.
– Прокладку головки никто не может сменить. Водители – парни деревенские, не разбираются, – ответил механик.
– Прокладка – это не проблема. Я сменю. Запчасти есть?
Детали привезли из Курска. Виктор машину починил, завел, а с места она не двигается – колеса вмерзли. Целый день он ломом лед долбил.
– Силенка у меня была. Молодой был, крепкий, недавно только с армии пришел, – вспоминает Шипов.
Машина тронулась. Проехали километра два. Вот и карьер.
Смотрит Виктор: овраг, небольшой спуск, люди ходят наверху. Экскаватор стоит.
– А руда–то где? – спросил.
– Как где? Под нами, – ответили ему.
– Что? Можно руками взять?
– Да нет. Глубоко она, в 35–40 метрах залегает от поверхности земли.
Начали работать. Снимали вскрышу. Вывозили на отвалы. Грязь кругом – непролазная. Техника буксует. Жил Виктор по–прежнему в Михайловке. На работу и обратно, как и другие, ходил пешком, по восемь километров в один конец. Интересно было наблюдать, как каждое утро люди длинной вереницей, друг за другом гуськом двигались к месту работы.
Весной стали активно приезжать работники. Добавились и машины. Было решено создавать бригады. Виктора Шипова назначили бригадиром. В подчинении – восемь человек. Все комсомольцы. Руководство выделило экскаватор, бульдозер, несколько новых КРАЗов. ЯЗы, как у Виктора, уже не котировались. Но он продолжал работать на своем грузовике. Как бригадир уступал новую технику своим ребятам.
– Жалко мне их было, только с армии пришли, одеться не во что. В чем работали, в том и ходили. Пусть, думаю, подзаработают деньжат, на новых машинах это скорее получится, – вспоминает Виктор Шипов.
А водители и правда просили своего бригадира, чтоб разрешил им полторы смены трудиться, очень хотелось побыстрее на ноги стать. Рядом с комсомольцами образовалась и бригада фронтовиков. Славно работали они, а все ж уступали немного молодым. А тут сверху пришло распоряжение: в июне дать первую руду. Все ближе подходили к ней горняки. Карьер расширялся и углублялся.
— Мы все спрашивали у маркшейдера: «Скоро ли руда?». А он отвечал: «Близко, близко, вот она уже, тут». Настал момент, и ковш экскаватора ударил по руде. Бульдозер расчистил. Мы все ринулись туда. Радость охватила всех огромная. Дошли все–таки! — рассказал Виктор Сергеевич.
Неделю готовились к торжественному митингу, запланированному на 10 июня 1960 года. Расчищали дороги. Взрывали вскрышу. Было решено, что первыми вывезут руду из карьера фронтовики Петр Глинчиков и Василий Лобачев. Виктор Шипов и его товарищи не обиделись. Конечно, они давали план и шли все время впереди, но старшее поколение столько вынесло во время войны, кому, как не им, войти в историю. Начальник автобазы Иван Панченко, который во время войны был командиром 1–й курской партизанской бригады, поблагодарил молодежь за сознательность и понимание.
Виктор Сергеевич помнит, каким удивительным и особенным был тот июньский день:
— Машины украсили лозунгами, портретами, транспарантами. Прозвучала команда, и раздался взрыв. В небе показались самолеты. Было очень красиво и волнительно. Мы спустились на своих машинах в карьер. Там работали два бульдозера, а также экскаватор. В его кабине за рычагами – Фрол Кемайкин. Он зачерпывал ковши с рудой и наполнял машины. Люди ждали нас наверху. Сколько ж их было! Бог ты мой! Окружили машину, лезли на капот, в кузов. Так им хотелось своими глазами увидеть руду. Всеобщий восторг был. Так все ждали этого момента.
Виктору Шипову велели везти руду в город, на место, где впоследствии было установлено первое колесо обозрения. Из карьера он прямиком через поле направился туда. Никакого Дворца культуры еще и в помине не было. Пустота. Чуть подальше — примитивный стадион, танцплощадка. И толпа людей. Виктор поднял кузов, немного отсыпал руды, ее всю разобрали на сувениры. Он еще отсыпал. Опять унесли. После этого на своей украшенной машине парень поехал в Михайловку. И там его встречали с овациями. Расспрашивали обо всем.
За участие в таком важном событии Виктору Сергеевичу вручили орден Славы III степени, сертификат на приобретение мотоцикла и путевку в Чехословакию. Пока ездил за границу, его бригаду расформировали, ребята разошлись. Машину тоже списали, но, правда, дали другую. И бригаду сформировали новую в 20 человек. Город тем временем быстро строился. Возводили жилые дома, больницу, открылась первая столовая. Туда рабочие ездили обедать и ужинать. Виктору дали комнату в общежитии на Больничном переулке. Но прежде в Михайловке произошла для него судьбоносная встреча.
«Будет моей женой»
Это случилось еще в 1959 году. Хозяйкой дома, в котором снимал жилье Виктор Шипов, была пожилая женщина. Она сразу сказала, что стирать ему не будет, ей тяжело. Речка находилась рядом, и в выходной день Виктор с приятелем, собрав вещи, отправился туда стирать. Навстречу им – две девушки, молоденькие, улыбчивые. Волосы мокрые после недавнего купания, платья тоже. Виктор как посмотрел на Аллу, так сразу и влюбился, подумал: «Будет моей женой». С первого взгляда и на всю жизнь.
Девушка в тот год окончила школу и поступила в Рыльское педучилище. Никаких больше встреч не было. Прошло четыре месяца. Алла успешно училась, была старостой курса, по выходным с подружками ходила на танцы. В городе находилось летное училище, и кавалеров – хоть отбавляй. Вот возвращаются как–то девчата после мероприятия шумной стайкой, а около дома Шипов стоит. Как здесь оказался? А парень своей мечте верен был. Разыскал любимую, сделал предложение. Девушка сообщила своим родным: маме и дяде с тетей. Те – за Виктора: самостоятельный парень, работящий, ответственный, тут и думать нечего. Алла согласилась. Перешла на заочное отделение, по направлению комсомола стала работать на строительстве ДСФ. Вскоре открылось на фабрике радио, ее туда перевели. Готовила новости, брала интервью. Получив диплом об окончании
педучилища, пошла работать вожатой, взяли в первую школу. Потом в детский сад воспитателем, вскоре стала и заведующей. Стаж работы Аллы Ивановны в дошкольном образовании – 46 лет.
А с Виктором они в 1963 году расписались в скромном тогда помещении. Дворца бракосочетания на тот момент еще не построили. В молодом городе дали им квартиру. Сначала однокомнатную, потом, когда родились дети, – трехкомнатную.
У Шиповых две дочери. В 1965 году родилась Елена, через пять лет — Ирина. Девочки выросли умными, успешными. Подарили родителям внуков и правнуков. Сын Елены, Артем, работает на МГОКе механиком, продолжил династию горняков. Внучка Мария – экономист на предприятии «Вагонмаш», а Дарья увлекается аниме, создает прекрасные рисунки, иллюстрирует произведения японских авторов, которые пользуются огромным спросом.
Дети и внуки гордятся своими родителями и дедушкой с бабушкой. Стремятся быть похожими на них. Виктор Сергеевич 40 лет проработал водителем большегрузов в карьере, потом еще почти десять лет на кране. Имеет награды за труд. На заслуженном отдыхе сложа руки не сидит. Вырезает по дереву, занимается художественной сваркой. Украсил чудесными наличниками домик на даче. Металлическими узорами и цветами – балкон и дверь подъезда. Сварил собственный мини–трактор для работы на приусадебном участке. И много еще чего.
Мы спросили у Виктора Шипова, что бы он пожелал молодым, начинающим свой путь в профессии:
— К своему делу всегда нужно относиться ответственно, не бояться трудностей. И никогда не перечить начальнику. Он за все отвечает, и ему видней, как нужно поступать. С молоду я это для себя решил, и думаю, что так правильно. За свое отвечай: за машину, кран, станок. А что старшие говорят, то и делай. Для меня важно было, чтобы люди знали: на меня можно положиться.
А секрет семейного счастья, считают замечательные супруги Шиповы, заключается в любви. Она живет в их сердцах уже много лет, сохраняет и оберегает.