Эксперт-криминалист Юлия Скокова: «Любопытство родилось раньше меня!»

Светлана Романчикова
1 из 1 изображений
Эксперт-криминалист Юлия Скокова: «Любопытство родилось раньше меня!»
© фото: Светлана Романчикова

В первый день весны профессиональный праздник отмечают специалисты экспертно-криминалистических подразделений МВД России.

В Железногорске под руководством начальника отделения Сергея Горбаня над раскрытием преступлений трудятся семь экспертов-криминалистов, в числе которых три девушки. Юлия Скокова – одна из них.

Несмотря на то, что никто из родственников не работал в правоохранительных органах, Юля еще в детстве представляла, как будет ходить на работу в форменном кителе и погонах.

— Любопытство родилось раньше меня! Мне всегда было интересно все новое и необычное. Нравилась дисциплина и серьезность полицейских. Сейчас горжусь тем, что работаю на благо общества и делаю мир лучше, восстанавливая в нем справедливость.
После окончания института по специальности «таможенное дело» девушка пришла в МО МВД России «Железногорский», а когда появилось место в экспертной службе, предложила свою кандидатуру. Ее одобрили, и уже третий год в составе следственно-оперативной группы Юлия выезжает на места преступления. Первый выезд - обнаружение в кювете угнанного автомобиля. Угонщика нашли примерно через полгода по окурку сигареты, изъятому при осмотре места происшествия. Обнаружилось совпадение с ДНК, поступившим в базу.

Юлия назвала одну из причин, почему не всегда удается раскрыть преступления быстро. Федеральная автоматизированная дактилоскопическая информационная система, куда эксперты-криминалисты «заливают» данные, постоянно обновляется. Человек может оказаться в базе спустя годы, и система выдаст совпадение.

В электронном виде хранятся все данные – образцы, пробы и ДНК. С помощью базы можно определить личности правонарушителей, 5-6 их предыдущих уголовных дел и юношеские фотографии. Это удобно, но нагрузка на специалистов с развитием технологий меньше не становится. Искусственный интеллект выдает по запросу вероятные результаты, и только глаз человека способен их перепроверить и определить точное совпадение. Юлия считает, что в ее работе нет неважных улик, как и задач – простых или сложных. Работа эксперта-криминалиста интересная и ответственная, не терпит ошибок, потому что от его выводов зависит ход расследования, судьбы людей.

— Дежурим сутками, а если необходимо выехать на место преступления, и в городе только ты, неважно, чье дежурство по графику. Преступления совершаются в разных местах, и зачастую условия для работы не самые комфортные. Мне приходилось ночью под дождем лезть в овраге по вязкой глине, чтобы провести осмотр трупа. На этом работа не заканчивается. Результаты исследований должны быть готовы к определенному сроку, и уже не смотришь на часы, когда понимаешь, насколько это важно.
Самым запомнившимся расследованием стала серия дачных краж, которые раскрываются сложно и редко. Побывав на месте преступления, куда злоумышленник проник через разбитое окно, девушка нашла отпечатки пальцев на стекле. Благодаря этому поймали вора, который признался, что совершил более десятка дачных краж.

Опираясь на свой пока еще небольшой опыт, Юлия готова поспорить с теми, кто думает, что в жизни все как в кино: эксперты везде и всюду находят следы, а личность преступника устанавливается за сутки. Осложняют работу непредсказуемые погодные условия, зачастую следы преступников затаптывают свидетели. Нередко перед приездом полиции на вызов о квартирной краже потерпевшие успевают навести порядок и даже влажную уборку, чего делать нельзя категорически.

— Шаблонных исследований и экспертиз не бывает: разные случаи, следы, объекты, люди. Всегда узнаешь для себя что-то новое. Все найденные улики и различные биологические материалы: волосы, слюну, потожировые пятна, кровь, — аккуратно кладем в бумажные конверты. В полиэтиленовых пакетах микрочастицы портятся, разлагаются и становятся непригодными к исследованию. У каждого эксперта-криминалиста есть укомплектованный «под себя» особый чемоданчик с линейками, кисточками, порошками, увеличительным стеклом, дактопленкой, фотоаппаратом и другими необходимыми вещами. Он очень тяжелый, порядка 10 килограммов, — признается Юлия.
Она вспоминает, что когда только пришла в экспертно-криминалистический отдел и обучалась, ловила себя на том, что шла по улице домой и обращала внимание на следы подошв обуви. Не отрицает, что работа, связанная с трагическими событиями и стрессом, эмоционально истощает. Восстановить энергию Юлии помогают сон и прогулки на природе.

— У нас очень хороший коллектив, в котором друг другу всегда помогут. На службу утром иду с желанием и с улыбкой на лице. В планах развиваться и набираться опыта – в нашей профессии нужно учиться постоянно, как говорят коллеги, даже через двадцать лет работы. Сотрудникам нашего отдела и себе желаю здоровья, больше интересных выездов и экспертиз, но при этом меньше работы!

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ