Железногорские тифлопедагоги прошли переобучение

светлана староста
1 из 2 изображений
Воспитатель детского сада №8 Елена Труфанова более двадцати лет работает со слабовидящими детьми.
© фото: светлана староста, из архива анны алексеевой
2 из 2 изображений
Преподаватель начальных классов Анна Алексеева из школы №6 предложение администрации работать со слабовидящими детьми приняла с радостью.
© фото: светлана староста, из архива анны алексеевой

Педагоги, которые работают со слабовидящими детьми, прошли серьезную профессиональную переподготовку и получили дипломы тифлопедагогов. Курсы проходили на базе Курского государственного университета с 24 октября 2020 года по 24 мая 2021 года.

В нашем городе два образовательных учреждения – детский сад №8 и средняя школа №6 – специализируются на обучении детей с заболеваниями глаз.

— Педагоги получили знания в области анатомии, психофизики, возрастной психологии, дефектологии, чтобы понять особенности восприятия информации слабовидящими детьми. Познакомились также с системой чтения по шрифту Брайля, — рассказала старший методист городского методического центра Инна Сугоровская.
Сами педагоги – Елена Труфанова и Анна Алексеева – считают, что их профессия требует не только интеллектуального багажа, но способности к эмпатии, то есть к умению сопереживать. Тифлопедагогу надо отдавать еще больше тепла и любви своим ученикам, быть терпимым, чутким и внимательным.

Каждый ученик - это чей-то ребенок

Преподаватель начальных классов Анна Алексеева из школы №6 предложение администрации работать со слабовидящими детьми приняла с радостью. Новое направление работы показалось ей важным и интересным.

— Курсы были мне нужны, чтобы полностью включиться в работу, понять, как правильно действовать, чтобы не навредить, принести наибольшую пользу. Ценно получить знания от людей, которые давно работают в этой сфере. 
Анна окончила Белгородский государственный университет. Два года поработала в курской школе в обычном классе. Потом переехала в Железногорск, где стала обучать детей с ОВЗ. Специальной подготовки не проходила, слушала советы коллег, читала методическую литературу. Потом ушла в декретный отпуск. И вот теперь, перед выходом на работу, получила максимум знаний по предмету, чтобы успешно обучать своих первоклашек.

— Нам дали рекомендации от врачей-офтальмологов по гигиене глаз. Теперь я могу посоветовать мальчикам и девочкам, например, как правильно умываться, как носить окклюдеры (глазные пластыри. – Ред). 
Анна отметила, что их обучали правильному общению с родителями. Многим ведь сложно принять, что их ребенок не такой как все. Педагогам надо быть деликатнее, относиться с сочувствием, суметь выстроить отношения, чтобы максимально помочь и родителю, и ребенку.

— Каждый ученик – это чей-то ребенок, самый любимый и дорогой. Учителю об этом надо помнить всегда, — считает Анна Алексеева.
Что касается профессиональных моментов, то, конечно, есть важные особенности преподавания таким детям. Раздаточный материал должен быть выполнен крупным шрифтом, в умеренных цветах. Можно дать пощупать детям материал, потрогать мелкие детали, поскольку развитие моторики важно для работы мозга. Слабовидящие дети более спокойны, медлительны, задумчивы. Это тоже надо учитывать, проявлять максимум теплоты и терпения.

Анна отметила, что на курсах получила огромное удовольствие от общения с коллегами, а программа была максимально насыщенной и понятной.

Например, слушателям дали классификацию детской слепоты. Почему это происходит, каковы причины, какие существуют виды заболеваний. Это необходимо знать, чтобы найти правильной подход в обучении к каждому ребенку. Специалисты отмечают, что в большинстве случаев патологии органов зрения возникают внутриутробно. Но есть и приобретенные: например, травмы, перенесенные инфекции, стрессы. Большой вред наносят гаджеты.

«Заболеваемость глаз у детей возросла в три раза»

Об этом сообщила заместитель главврача по детству Светлана Рубцова. На сегодняшний день на учете у офтальмолога находятся 623 ребенка. Из них 490 школьников и 143 дошкольника. В прошлом году впервые встали на учет 60 детей. Это довольно много, причем из них больше дошкольников. Это говорит о том, что слишком рано наши дети начинают пользоваться гаджетами.

Среди заболеваний глаз чаще всего встречаются дальнозоркость, близорукость, также косоглазие. За два года количество заболеваний глаз увеличилось в три раза, а за последний год они заняли второе место после заболеваний органов дыхания. Такого никогда не было.

С этим согласна и воспитатель детского сада №8 Елена Труфанова, которая более двадцати лет работает со слабовидящими детьми. Елена сама воспитанница детского сада №8. Окончила Орловский государственный университет и вернулась в родные стены, только уже в качестве работника.

Елена – замечательный профессионал, к каждому ребенку находит подход. Вся работа воспитателей в группах с ОВЗ ведется по рекомендациям врача. Именно он назначает процедуры и лечение, медсестра работает с детьми на аппаратах, а педагоги закрепляют лечение в группе. Как заниматься с детьми, чтобы действия приносили результат, рассказали на курсах.

Лекции читали профессора из Москвы и Петербурга, специалисты-практики.

Они показывали новые упражнения по развитию зрительного восприятия, знакомили с играми, которые позволят детям ориентироваться в жизни. Дети со слабым зрением более ранимы, им нужно несколько раз повторить информацию, чтобы они ее восприняли и запомнили, - считает Елена.

Воспитатель подчеркнула, что очень хорошо, что в нашем городе есть специализированные группы для детей с болезнями глаз, есть классы в школе №6. С ними дошкольное учреждение держит постоянную связь. Результаты такой работы положительные. Примерно на 50% зрение детей улучшается. Нередки случаи полного выздоровления детей.

Тифлопедагоги примут к сведению все, чему их научили на курсах, но найдут и свои направления работы, потому что велико их желание помочь детям, сделать их жизнь полноценной и яркой.


АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ