В 2024 году в Железногорске произошло четыре дорожно-транспортных происшествия с участием электросамокатов – средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым они относятся с марта 2023 года. Если раньше человек на электросамокате считался пешеходом, то теперь он становится водителем СИМ и полноправным участником дорожного движения.
Электросамокат – удобный способ добраться до работы
Если соблюдать правила дорожного движения и меры безопасности. Так считает врач травматолог-ортопед Гурген Есаян (на фото). Работая в Железногорской горбольнице и в травматологическом пункте, он оказывает медицинскую помощь как самим любителям быстрой езды на электросамокатах, нарушающим ПДД, так и тем, кто пострадал от них.
Ломают руки и разбиваются
Гурген Зармикович отметил, что в последнее время количество травм, связанных с электросамокатами, стремительно растет. Всех обратившихся к нему людей заносят в журнал пострадавших в ДТП и в следующем году планируют вести отдельную статистику. Средний возраст травмированных — 25-30 лет, подростков среди них, как ни странно, немного.
— Наиболее распространенными травмами у самокатчиков являются ссадины, растяжения, ушибы и переломы конечностей разной степени тяжести, поскольку при падении человек рефлекторно опирается на руки. Часто встречаются переломы в области коленного и локтевого суставов. Лечить их сложно, так как повреждаются многие костные и связочные структуры. Когда спрашиваю у пострадавших, с какой скоростью они ехали, то на практике убеждаюсь, что даже при небольшой скорости — порядка 20 км в час — можно получить тяжелые увечья. Страшно представить, что произойдет с человеком, упавшим с самоката на скорости 50 км в час, даже если он будет в экипировке. При легком падении, если повезет, подросток может упасть и тут же встать. Взрослый человек, может быть, и встанет, но пойдет ли он дальше — это вопрос. Можно отделаться сотрясением мозга или сломать череп, получить кровоизлияние и заработать эпилепсию на всю жизнь, — рассказал Гурген Есаян.В Железногорске уже есть печальные случаи, когда погибали от езды на электросамокатах. В октябре молодой мужчина скончался от несовместимых с жизнью черепно-мозговых травм, полученных при падении с электросамоката. Он ехал вечером на минимальной скорости вместе с сыном. Спасти его не удалось, несмотря на то, что прохожие оказали необходимую первую помощь, «Скорая» приехала оперативно, а реаниматологи сделали всё возможное. Этой осенью в смертельное ДТП попал также пожилой водитель электровелосипеда.
Пьяные самокатчики
Гурген Есаян отмечает, что среди горожан часто встречаются и пьяные самокатчики. По мнению психологов, самокат сам по себе выступает средством передвижения, опьяняющим ментально, отключающим критическое мышление.
— Не нужно получать права, платить налоги, покупать бензин. Не жалко разбить, если электросамокат арендован в прокате. Нарушившие правила дорожного движения, даже при наличии пострадавших, в большинстве случаев не несут ответственности, остаются безнаказанными, — отметил травматолог.
Эти факторы, считает он, притупляют чувство долга и отключают страх.
Как избежать травм и ДТП
Чтобы избежать травм и ДТП, Гурген Зармикович рекомендует:
-
Быть в трезвом виде, не использовать самокат даже после одного бокала пива. Хотя бы немного знать правила дорожного движения. Соблюдать скоростной режим. Позаботиться о защитной экипировке. Банальный шлем может спасти жизнь, ведь голова — не конечность, которую можно прооперировать.
-
Не приобретать необкатанные, нелицензионные самокаты в интернет-магазинах или с рук. По словам железногорского травматолога, в беседе с пострадавшими выясняется, что люди порой даже не читают инструкцию. Неправильная эксплуатация электросамоката становится причиной аварий от взрыва электроаккумуляторной батареи.
-
Рынок электросамокатов предлагает все более мощные и энергоемкие модели. На них не катаются, а буквально летят сломя голову, не помня себя, не видя окружающих, тогда как надо быть готовыми к любому развитию событий. Из-за угла может выбежать ребенок, выехать велосипедист или другой самокатчик. Переходя проезжую часть или в местах, где угол обзора ограничен, если не хочется спускаться с самоката, хотя бы снижайте скорость до минимальной.
-
Электросамокат движется бесшумно для человеческого уха, особенно когда мы находимся в потоке людей. Чтобы избежать столкновений, предупреждайте о себе заблаговременно звуковым сигналом.
Гурген Зармикович, как водитель и пешеход, назвал большой проблемой существование таких самокатчиков, которые плюют на остальных участников процесса движения, пренебрегая элементарным уважением и правилами безопасности. Хуже только дети, считает врач и признается, что проголосовал бы «за» предложение допускать к управлению только с 16-ти лет и сделать права на вождение электросамокатом обязательными.
— Набирая скорость, электросамокат становится менее управляемым и максимально разгоняется буквально за секунды. Переднее колесо на высокой скорости становится неустойчивым. Мне для уверенного управления самокатом уже на скорости 30 км в час приходится откидывать корпус назад. Если самокатом управляет ребенок или руки у водителя слабые, в момент попадания колеса может попасть в ямку или на кочку, можно не удержать руль, и падение под действием потока движущегося воздуха становится неизбежным, — предупреждает врач.
Если соблюдать правила, то самокат не опасен
В России кикшеринг, или краткосрочная аренда электросамокатов, активно развивается с 2018 года. Освоившись с этим видом городского транспорта, некоторые люди стали нарушать правила дорожного движения, ездить по двое, бросать самокаты посреди дороги, подвергая опасности пешеходов, автомобилистов и самих себя. Сотрудники отдела ГИБДД МВД России «Железногорский» напомнили о правилах дорожного движения, которые элетросамокатчики обязаны соблюдать:
-
Максимальная скорость движения — 25 км/ч, в людных местах — не более 8 км/ч.
-
Запрещено обгонять транспортные средства.
-
Запрещено передвигаться по автомагистралям — разрешено движение только по обочине при отсутствии пешеходной зоны.
-
Пешеходы имеют приоритет перед электросамокатами.
-
Водители электросамокатов имеют преимущество на велодорожках перед другими механическими транспортными средствами.
-
Дети до семи лет могут кататься на самокате только в сопровождении взрослых и исключительно в пешеходной зоне. С 7 до 14 лет самостоятельная езда разрешена, но покидать пешеходные зоны по-прежнему нельзя.
-
Если самокатчик пересекает дорогу по пешеходному переходу, он обязан спешиться и пройти через «зебру» пешком, ведя самокат рядом.
Водителям электросамокатов могут выписывать штрафы — в этом случае они приравниваются к велосипедистам. За поездки вдвоем предусмотрен штраф в размере 800 рублей. За не пропуск пешехода на переходе — от 1500 до 2500
рублей. В случае ДТП или другого нарушения, если самокатчик окажется пьян, размер штрафа составит 1500 рублей. Кстати, все громче звучат голоса за увеличение размера штрафа.
Сотрудники железногорской полиции надеются, что граждане будут проявлять сознательность, не нарушать правила дорожного движения, и сами сервисы аренды помогут навести порядок в этом направлении. Например, оборудуют все свои самокаты государственными номерами, чтобы выявлять нарушителей.
Пока же сезон электросамокатов в Железногорске закрыт до весны.
Что думают жители города об электросамокатах?
Пока готовилась публикация, на наших страницах в соцсетях проходил опрос железногорцев об электросамокатах на улицах города. В нем приняло участие 235 человек.
65,96 % из опрошенных, а это 155 голосов, не любят самокатчиков и считают, что они создают опасные ситуации для пешеходов и автомобилистов.
2.98%, то есть 68 респондентов сами управляют электросамокатом и ответили, что этот транспорт одно из удобных, простых и мобильных средств передвижения.
В меньшинстве те, кто ответил «Положительно». По мнению 1.28 % (семь человек) железногорцев, благодаря самокатам, на дорогах города меньше машин, которые загрязняют окружающую среду.
0.85 % от общего числа опрошенных, то есть двое, выбрали вариант «Другое».