С сентября 2024 года в школах введен еще один предмет – семьеведение. Дело новое, так что стоит разобраться, как реализуется и что дают эти уроки.
Как понятно из названия, семьеведение — это школьная дисциплина, которая познакомит учеников с социальным институтом семьи. «Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия», — говорится в рабочей программе курса.
Семьеведение в школах рекомендуется проводить на уроках «Разговоры о важном» или в рамках внеклассной внеурочной деятельности.
Всего курс включает в себя пять больших блоков-модулей, посвященных вопросам брака, семейной жизни и рождению детей. В разделе «Человек, семья, общество» школьникам расскажут, как и для чего создается семья, какова ее роль в обществе, что она значит для ребенка, что брак — это союз мужчины и женщины. «Мои родственники – похожие и разные» – в этой части рассмотрят историю семей, узнают, что такое генеалогическое древо, о связи с родителями и другими родственниками. «О семейном уюте и не только…» – этот модуль научит, что такое дом и семейный быт, как вести домашнее хозяйство, распоряжаться семейным бюджетом. «Важней всего погода в доме» – здесь будут говорить о нравственных основах семейной жизни, о том, как создать благоприятную атмосферу, сохранить семью. «Современная семья и право» – в рамках этого блока со школьниками поговорят о вступлении в брак, о поддержке государства семей с детьми, о правах и обязанностях родителей и детей.
Программа не предполагает строгого следования плану, учителям лишь даются рекомендации. Педагоги могут сами составлять каждый урок, используя материалы курса и при этом учитывая возраст и другие особенности каждого класса.
Как получается?
На урок семьеведения в школе №14 собрался 10-й класс. В лекционном зале полукругом расставлены столы, так что мальчишки и девчонки видят друг друга и преподавателя. Это команды, которые через несколько минут превращаются в «семьи» – как только выберут себе фамилию и девиз из позитивных понятий, скрытых за каждой буквой слова «семья».
С этого момента начинается их совместная деятельность. Распределяют роли: бабушки покрывают головы платками, папы надевают галстуки-бабочки. У каждого свои обязанности, но их личный вклад должен быть положен в общую копилку – на благо семьи. Причем решать приходится конкретные задачи. Например, определить бюджет семьи и разнести его на все необходимые нужды. Тут обсуждение принимает прямо-таки горячий характер. Попробуйте учесть все, не ошибиться, да еще опередить другие команды по времени!
Так проходит весь урок: азартные задания-конкурсы, викторина-презентация, украшение
дерева зелеными листочками, на которых написана расшифровка важных семейных ценностей. Скучно точно не было. А ведь так и нужно обучать столь необычному предмету, известно ведь – запоминается то, что интересно.
Что думают учителя?
— Думаю, что детям интересно на этих занятиях, – говорит автор и исполнитель этого действа педагог-психолог школы №14, Анжелика Пантюхина. – Вначале было сложно, потому что были только наметки программы. Но когда вникаешь, понимаешь, насколько это важно для нас и будущего поколения. На самом деле это объемная и многофункциональная программа, она рассматривает семейные отношения и определяет ценности будущих семей. Новый предмет призван научить уважительно относиться к родственникам, сформировать у подростков позитивное, ответственное отношение к браку, опираясь семейные традиции. В рамках курса обучающиеся ориентированы не только на будущее, но и «возвращаются» в прошлое. У нас есть задумка создать генеалогическое древо. И как хорошо, что для этого ребята расспрашивают о корнях семьи у своих бабушек и дедушек. Важно, в том числе, вызвать у них понимание, что их отдельная семья – это ниточка в истории Родины, которую нельзя прерывать.Заместитель директора по УВР школы №14 Анна Кожина рассказала, какие критерии используют и какие цели пытаются достичь:
— Курс «Семьеведение» для 10-11 классов представляет собой комплексное изучение семейных отношений и важности семьи в жизни человека и общества. Изучая данный курс, учащиеся будут развивать навыки и знания, необходимые для успешной роли родителей в будущем. Изначально предмет «Семьеведение» должен быть введен с 5-го класса. Но мы посчитали, что это рановато, и, пользуясь определенной свободой выбора, начали преподавать его для обучающихся 10-11-х классов.Программа предмета рассчитана на реализацию в течение учебного года 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности. Пока что знания, полученные в рамках курса, оценивать школьными отметками не будут.
Включение в школьный курс этого предмета весьма актуально. Традиционная семейная культура сегодня нуждается в государственной поддержке, в том числе посредством образования. Ведь семья – основа государства, и все мы знаем о непростой демографической ситуации. Между тем в современном мире на детей обрушивается немало информации, девальвирующей семейные ценности, и надо всеми силами сдержать эту негативную тенденцию. Вот почему так важно формировать у молодых людей приверженность крепкой семье, рождению и воспитанию детей, передаче духовно-нравственного и социального опыта из поколения в поколение. Педагогпсихолог школы №14 Анжелика Пантюхина проводит урок семьеведения для десятиклассников
Что думают ученики?
Марина Шишлова:
– Мне нравится ходить на эти занятия. Здесь рассказывают интересно и можно узнать много нового, что касается семьи, например, как оплачивать налоги. Мне кажется, благодаря этому мы можем лучше понять своих родителей, их трудности, посочувствовать, а может быть, и помочь в чем-то.
Ангелина Гурова:
– Такой предмет нужен молодежи, потому что здесь можно научиться правильно рассчитывать свой бюджет, узнать, какие обязанности должны быть у мам, пап, бабушек и детей. Это, надеюсь, поможет нам в будущем.
Максим Петушков:
– Я считаю, что семьеведение будет полезно тем, кто хочет создать собственную семью пораньше. А кто планирует это попозже, получит собственный опыт. Тем более, каждый, находясь в своей семье, может взять из общения со своими родителями то, что наиболее важно именно ему. А на таких уроках нереально, наверное, подстроиться под каждого человека. То есть теория нужна, но необходим и практический опыт.
Иван Храпов:
– По моему мнению, родители и родственники должны показывать ребенку пример, как нужно вести себя, все привычки и знания должны прийти из семьи. И ранних браков не должно быть, потому что молодежь еще не сможет финансово обеспечить семью. Про налоги и бюджет мы можем узнать на уроках обществоведения. Так что особой необходимости в новом школьном предмете не вижу.
Альбина Фролкова:
– Это очень интересные уроки, на которых нам говорят о семейных ценностях, что нужно уважать старших, всю родню, а главное, как выстраивать отношения в будущей своей молодой семье. Это, по моему мнению, поможет создать семью и придерживаться правил, которые помогут ее сохранить в благополучии, избегать каких-то неприятностей и трудностей. Ведь в юности нет такого опыта, и молодежь не всегда знает, как строить надежные отношения, когда появляется первая любовь.