Удаленная учеба: есть первый опыт

галина лысова
1 из 1 изображений
Удаленная учеба: есть первый опыт
© фото: галина лысова

С 6 апреля городские школы перешли на дистанционное обучение. Декада занятий в удаленном формате стала для педагогов, школьников и родителей большим уроком и экзаменом одновременно.

Все участники дистанционного учебного процесса на ходу осваивают свою роль в этой новой реальности. Ученики привыкают воспринимать домашние гаджеты как рабочий инструмент, а не игрушку. Родители как никогда плотно вовлечены в ежедневную учебу своих детей – контролируют, помогают, организуют связь с педагогами. Учителя и вовсе получили боевое крещение после спешной переквалификации. Им пришлось за время школьных каникул адаптировать учебную программу к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями.

Что и как получилось, в городском образовании стали анализировать буквально с первых дней. Дистанционное обучение в нашем городе организовано в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и комитета образования и науки Курской области. Нужно также отметить, что положительную роль сыграла развитая система компьютеризации и скоростной Интернет, внедренные во всех школах Железногорска, а также активное продвижение цифровых технологий в школьную жизнь силами педколлективов и Ресурсного центра сферы образования. Однако жизнь, как всегда, оказалась богаче на ситуации.

Так, отмечено, что наши педагоги стали активно использовать множество рекомендованных образовательных платформ в Интернете. Но буквально на старте учителей и учеников настигла большая проблема: популярные ресурсы надолго зависали из-за большой востребованности.

Над преодолением трудностей доступа работали как учителя, так и Городской методический центр, в первую очередь, его Ресурсный центр. В тесном контакте с педагогами здесь срочно выясняли, какие образовательные ресурсы действуют наиболее устойчиво при массовом подключении, оказывали техническую поддержку учителям и ученикам. Сами педагоги в этой ситуации вели уроки по заготовленным планам Б, делая главную ставку на электронные средства коммуникации.

А с этим тоже непросто. Ведь электронные устройства в каждой семье разные. Так что преподавать и собирать домашние задания приходится по всевозможным каналам связи, включая родительские.

Так или иначе, за несколько дней все школы наладили учебный процесс. Подтянулась и сфера культуры, дополнительного образования.

Хотя и сегодня сложностей хватает. Например, трудно мотивировать детей, ведь домашняя обстановка расслабляет, и многие считают дистанционное обучение каникулами. Педагогам нужно очень постараться, чтобы удержать детское внимание. Также не все ученики легко воспринимают опосредованное экраном обучение, родителям приходится помогать им. Многие мамы и папы считают это очень обременительным.

Родители реагируют по-разному, но в целом с пониманием. Все осознают, что онлайн-обучение не заменит уроки в классе, это вынужденное решение в сложившейся эпидемической ситуации.

Как проходят уроки «на удаленке», нам удалось увидеть в школе №7.

«Виртуальный класс к уроку готов»

Такими словами и адресованным ученикам приветствием «С добрым весенним утром!» на украшенном букетом тюльпанов демонстрационном столе ноутбука открывает онлайн-урок директор школы №7 Мария Мызникова.

Эта школа в первый же день дистанционного обучения сумела провести полноценные уроки. А ровно в 9.00 минувшей пятницы у 26 учеников 11 «А» класса начался урок по обществознанию на тему «Политическое лидерство», куда заглянули и мы. Учитель пригласила всех войти в виртуальный класс. «Здравствуйте», «Доброе утро», - один за другим откликаются ученики.

— У нас есть опоздавшие, присутствуют 17 человек, — замечает Мария Мызникова.
Проходят еще минуты полторы.

— А, вот и оставшиеся подключились. Приступаем.
И побежали 30 минут, положенных для виртуального урока. Опытный преподаватель успела более глубоко раскрыть аспекты темы, к рассмотрению которой приступили на прошлом уроке. Проверить, как усвоен этот и ранее данный материал. Монотонного монолога не было вовсе, урок наполнял увлекательный диалог. Вместе определяли признаки политического лидерства, роль национальных лидеров в государственной жизни.

Обсуждали интересные материалы, которые учитель выкладывала на демонстрационный стол, например, сравнивали, чем отличается политическое лидерство от лидерства в спортивной команде, почему некоторые политические лидеры ведут себя эпатажно. Поработали с учебником. С помощью ссылки выпускники перешли к выполнению заданий ЕГЭ на сайте Федерального института педагогических измерений по этой теме. Получили домашнее задание.

Учебный процесс шел очень плотно, но не утомительно. Ученики в основном отвечали быстро, некоторые с заминкой, одна из вездесущих «знаек» торопилась вставить свое слово вперед их ответа. Словом, полноценный урок, как в школьном кабинете. Не хватало только ученических лиц.  

— Мы с ребятами решили, что достаточно аудиосвязи, не включаем видео, чтобы система не зависала. Вообще, неделя дистанционного обучения в выпускной параллели показала, что им больше понравилось учиться с помощью конференц-коммуникации zoom, с общим демонстрационным столом. А вот восьмиклассники-девятиклассники предпочитают уроки посредством скайпа, им еще важно для восприятия материала видеть учителя, — пояснила Мария Мызникова, попрощавшись с учениками до следующего урока.
Как рассказала директор, школа смогла сразу начать дистанционный учебный процесс благодаря активной подготовке. Пока дети отдыхали, все две недели каникул учителя старательно учились. Апробировали все электронные ресурсы, регистрировались на образовательных интернет-площадках. Когда столкнулись с проблемой их зависания, уже знали, что делать, потому что во время подготовки директор рекомендовала особо не надеяться на эти ресурсы, а пробовать различные системы коммуникаций, чтобы в прямом общении объяснять материал и вести уроки.

Предусмотрели и третий, запасной, вариант. Если завис скайп или zoom, создавать группы в социальных сетях, присоединять к ним всех детей, готовить им очень подробную инструкцию по освоению материала, сбрасывать учебные видеофильмы. Фотоотчет о выполнении домашних заданий ученики присылают учителю. В результате такой подготовки школа №7 - одна из первых в городе смогла сразу наладить полноценную дистанционную учебу.

— В первый же день онлайн-занятий позвонила мама девятиклассницы и сказала, что довольна - у девочки в нормальном режиме прошли пять уроков, — говорит директор школы.
Во вторник, когда дети освоились в виртуальной школе, то начали баловаться: отключать свой микрофон или микрофон одноклассника, когда того спрашивает учитель, или приглашать на урок друзей со стороны, или писать всякую чушь и даже оскорбления в чате. Тут, как рассказывает руководитель школы, на первый план вышла дисциплинарная задача, и к делу подключился социальный педагог. Она разработала четкие инструкции классным руководителям – провести классные часы, объяснить, что за оскорбления полагается ответственность. И к четвергу был наведен порядок, виртуальные уроки пошли в спокойной обстановке.

Несмотря на то, что дистанционное обучение является вынужденной мерой из-за коронавируса и внедряется в срочном порядке, со своими сложностями, Мария Мызникова считает, что это ценный опыт для педагогов, он будет востребован потом и при очном обучении. Во-первых, учителя смогут более уверенно и широко применять интернет-ресурсы на уроках и для домашних заданий. Во-вторых, это поможет в работе с детьми, обучающимися на дому. В-третьих, позволит не выпускать из учебного процесса заболевших учеников, особенно в сезон зимних инфекций.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ